Эксперты предложили оплачивать транспорт и командировки помощников в Думе
Коммуналки для помощников
Экспертно-аналитический центр РАНХиГС собрал круглый стол по теме: «Помощники парламентариев: опора политиков или техническое сопровождение? Поиск новых статусов и возможностей». На встрече выступили приглашенные эксперты, помощники депутатов Думы, членов Совета Федерации, Московской областной думы и Московской городской думы. По итогам встречи эксперты составили список рекомендаций (копия имеется у РБК) для повышения эффективности работы помощников депутатов.
Среди экспертных предложений — создание командировочного фонда для помощников парламентариев и предоставление им в регионах служебного транспорта для оперативного выполнения задач. Речь идет не только об автомобиле, но и любом другом служебном транспорте в зависимости от природных условий, подчеркивают эксперты. Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков уточнил РБК, что речь идет в первую очередь о предоставлении служебного транспорта при работе в труднодоступных регионах. Например, в Коми в ряд поселений можно добраться только по воде или по воздуху.
Среди других рекомендаций — создание образовательной программы для помощников в целях обучения бюрократическим навыкам и делопроизводству, в работе с населением. Такие курсы могут быть как для помощников-новичков, так и для расширения навыков. Эксперты также предложили выработать единый стандарт по документам для пропуска на территорию ведомств и закрепить в регламентах органов власти право помощников получать оперативную информацию в конкретные сроки.
В списке рекомендаций упоминается создание платформы для оперативного взаимодействия помощников друг с другом. Например, предлагается разработать специальный мессенджер для помощников парламентариев, используя методики шифрования. Также предлагается создать программу единой отчетности по контролю выполнения поставленных задач (аналог систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в бизнесе). При помощи такой централизованной сети можно будет зафиксировать, кто и когда выполняет/выполнил текущую задачу.
По закону у каждого депутата и сенатора может быть до 40 помощников на общественных началах и пять сотрудников, работающих по трудовому контракту. На круглом столе эксперты сошлись на том, что распределение задач между помощниками зависит от задачи конкретного депутата. Некоторые помощники самостоятельно решают практические задачи, другие ограничиваются техническими функциями. Часть помощников работает в регионах, другие — непосредственно в Думе и Совфеде.
Среди проблем, на которые жаловались помощники депутатов, упоминались трудности со входом на территорию ведомств и слабая информированность по поводу специфики собственной деятельности и особенностях работы с населением. Из-за сложностей обмена информацией внутри ведомств помощники часто сталкиваются с проблемой доступа к запрашиваемым данным. Участники встречи жаловались и на материальные проблемы — сложности с транспортом в труднодоступных населенных пунктах в регионах и проблемы с жильем. Один из помощников депутатов предложил выделять общежития экономкласса для региональных коллег, «где они в условиях компактного проживания могли бы эффективнее выстраивать взаимодействие».
Низкие зарплаты
Помощников депутатов «сотни и тысячи на всю страну, однако их эффективность не всегда понятна ни для депутатов, ни для граждан», прокомментировал РБК директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Калмыков. По его словам, «статус помощника — это не только красивая корочка, но и обязанности». «Надо создать условия, при которых помощники смогут принести максимум пользы», — полагает эксперт.
Член фракции «Единой России» в Думе Евгений Ревенко заявил РБК, что нынешних возможностей для работы в регионах для депутатов и помощников «вполне достаточно, нужно просто грамотно эту работу выстраивать». По его словам, «в условиях экономии» предложения выделить дополнительные деньги на депутатов и их помощников будут выглядеть «по крайней мере несвоевременно». В то же время он назвал актуальной инициативу увеличить расходы на командировки для помощников в отдельных крупных регионах, например в Красноярском крае и Якутии.
В настоящее время фонд зарплаты на всех пятерых помощников депутатов по трудовому контракту составляет 165 тыс. руб. В ноябре в Думу был внесен законопроект о повышении этого фонда до 230 тыс. руб. и расширении штата помощников до семи человек. С этой инициативой выступили представители всех парламентских фракций, и законопроект одобрило правительство.
Как заявил РБК один из депутатских помощников, проблемой для его коллег является довольно низкая зарплата, не всегда «конкурентоспособная». «Потому часто речь идет о доплатах на партийном уровне», — признает он. С этим соглашается политолог Аббас Галлямов. По его словам, помощник депутата получает в среднем около 30 тыс. руб. в месяц, что по меркам Москвы мало, и говорить о наборе более квалифицированных специалистов можно будет только после роста зарплат. «Повышение квалификации помощников тоже правильная идея. Грамотный помощник — гораздо лучше неграмотного», — отметил политолог.
Когда в парламенте доминирует одна фракция и все решения принимаются не в Думе, в квалифицированных помощниках нет серьезной потребности, парирует политолог Николай Миронов. По его словам, экспертное обеспечение Думы ослабело за ненадобностью на фоне усиления исполнительной власти. Но в случае увеличения роли депутатов в будущем квалифицированные помощники снова пригодятся, заметил политолог.