В Минобрнауки отреагировали на скандал из-за слова «презерватив»
В Минобрнауки отреагировали на запрос РБК о конфликте, который возник в ходе работы по подготовке онлайн-урока о профилактике ВИЧ-инфекции для студентов между министерством и авторами материалов к уроку. Как ранее сообщал «Коммерсантъ», он возник из-за рекомендации избегать употребления слова «презерватив» и сделать акцент на «нравственном поведении».
«Заявление представителей исполнителя о том, что им было рекомендовано «говорить о проблемах нравственности» вместо вопросов профилактики, не соответствует действительности», — говорится в сообщении Минобрнауки.
В министерстве подчеркнули, что 2 ноября состоялось «рабочее совещание», в ходе которого специалисты ведомства уточняли детали представленных разработчиком открытого урока материалов.
Проекту всероссийского открытого урока «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «Знание — ответственность — здоровье» еще предстоит пройти согласование с Министерством здравоохранения, подчеркнули в ведомстве. Онлайн-трансляция урока запланирована на 30 ноября.
О том, что во время подготовки материалов к онлайн-уроку возник конфликт между министерством и исполнителем проекта, рассказал «Коммерсанту» руководитель группы некоммерческих организаций «Центр современных образовательных технологий» Сергей Буланов. «Впервые в жизни совещание в Минобрнауки закончилось скандалом по моей вине: я отказался писать тексты ответов участникам открытого онлайн-урока по профилактике ВИЧ», — сообщил он.
По его словам, чиновники ведомства посчитали «недопустимым» употребление слова «презерватив» и попросили его смоделировать урок так, чтобы больше затрагивались темы нравственности и меньше — «скользкие» темы. Он также подчеркнул, что приравнивание рисков заражения ВИЧ-инфекциями только к асоциальному поведению, как того требует ведомство, по его мнению, некорректно и неправильно.
Источник в Минобрнауке рассказал РБК, что слово «презерватив» изначально не вписал в программу сам разработчик. Кроме того, упоминать или не упоминать слово «презерватив» во время уроков сможет решить каждый конкретный учитель. «Это рекомендации, а не догма. Решение остается за учителем», — подчеркнул собеседник РБК.
В ответе Минобрнауки на запрос РБК говорится, что «сценарии уроков содержат планируемые ответы учеников для определения результатов урока, достижения «поставленных педагогом целей и задач изучения нового материала».
Кроме того, в министерстве подчеркнули, что все материалы к открытым урокам о профилактике ВИЧ/СПИДа, которые проводятся с 2015 года, находятся в открытом доступе.
В методических материалах для учителей, которые проводили урок о профилактике ВИЧ в 2016 году, также указано, что они носят «рекомендательный характер».
Кроме того, в них упоминается о необходимости использовать презервативы при половых контактах с лицами, чей ВИЧ-статус достоверно не известен. «Всегда использовать презерватив при сексуальном контакте, если точно не знаешь ВИЧ-статус партнера», — говорится в методических рекомендациях Минобрнауки (.pdf)