Адвокат заявил о бездействии СКР при расследовании атаки на журналистов
Адвокату пострадавших при нападении на автобус правозащитников в Ингушетии Андрею Сабинину не дают ознакомиться с материалами уголовного дела об инциденте, рассказали РБК в международной правозащитной группе «Агора». Сабинин обратился с жалобой на следователя по особо важным делам Ису Берсанова в республиканское следственное управление и в прокуратуру Ингушетии, эти обращения есть в распоряжении РБК.
Речь идет о деле об атаке на сотрудников Комитета по предотвращению пыток и на журналистов нескольких изданий 9 марта прошлого года. Тогда неподалеку от границы Чечни и Ингушетии группа неизвестных в масках заблокировала микроавтобус правозащитников, избила находящихся в нем и подожгла машину. Затем нападавшие скрылись в сторону границы с Чечней. Дело возбуждено по статьям о воспрепятствовании журналистской деятельности (ч. 3 ст. 144 УК), хулиганстве (ч. 2 ст. 213) и умышленном уничтожении имущества (ч. 2 ст. 167).
Инцидент расследуется уже более года; с тех пор представителю потерпевших не удалось «посмотреть даже на минимально значимые документы в деле», рассказал РБК Сабинин. Сначала адвокату долго отказывали в ознакомлении с материалами. 16 марта следователь согласился удовлетворить соответствующее ходатайство, но весь следующий месяц отказывал ему во встрече, ссылаясь на занятость. 19 апреля адвоката вызвали в следственное управление и пообещали ознакомить с материалами в обмен на подписку о неразглашении. «Я потребовал ее уточнить: прописать, какую информацию и в каком объеме я не должен разглашать», — рассказал Сабинин РБК. Подписку в итоге адвокат не дал, поэтому доступ к уголовному делу ему не предоставили.
В действительности расследование не ведется, и именно с этим связано поведение сотрудников СКР, убежден адвокат. «Рано или поздно это аукнется следствию Европейским судом: и неэффективное расследование, и возможная причастность властей к владению информацией о нападении», — сказал Сабинин.
При атаке на микроавтобус в марте 2016 года пострадали девять человек: пресс-секретарь «Комитета против пыток» Иван Жильцов, юрист Екатерина Ванслова, корреспондент норвежского издания Ny Tid Эйстейн Виндстад, Мария Перссон-Лёфгрен из «Шведского радио», корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода, журналист New Times Александра Елагина, фотограф Михаил Солунин, экс-сотрудник «Коммерсанта» Антон Прусаков и водитель Башир Плиев. После инцидента президент России Владимир Путин распорядился выяснить все обстоятельства и установить виновников нападения.
В феврале этого года потерпевшие узнали о приостановке расследования. Эту информацию отрицал министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на пресс-конференции на вопрос пострадавшей при нападении Марии Перссон-Лёфгрен. «Смею вас заверить, что расследование не было приостановлено, — заявил министр. — Я искренне от имени официальных властей нашей страны еще раз сегодня приношу вам извинения за то, что произошло. Следствие ведут очень опытные эксперты, криминалисты и мы надеемся, что виновные будут установлены и понесут заслуженное наказание». В марте расследование было возобновлено, сообщал Совет по правам человека.
РБК ожидает ответа на свой запрос о ходе расследования в СКР.