Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Росавиация установила причины экстренной посадки самолета в Иркутске

Экстренно севший в Иркутске лайнер не прошел противообледенительную обработку
В декабре 2021 года пассажирский самолет, летевший из Магадана в Новосибирск, внештатно сел в аэропорту Иркутска. Опытные сотрудники магаданского аэропорта проигнорировали требования о противообледенительной обработке
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Пассажирский самолет Airbus A321, который летел из Магадана в Новосибирск, но экстренно сел в аэропорту Иркутска 2 декабря прошлого года, перед вылетом был покрыт толстым слоем снега. Однако при подготовке лайнера к полету это обстоятельство проигнорировали, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на выводы технической комиссии Росавиации.

На борту находились 202 пассажира и семь членов экипажа. По данным издания, самолет перед вылетом простоял на летном поле более двух часов. При этом метеорологи заявляли о снегопаде и возможном обледенении, хотя и предполагалось, что эти явления не будут слишком интенсивными.

В Росавиации отметили, что в соответствии с Федеральными авиационными правилами «никто не имел права выпускать воздушное судно в рейс или предпринимать попытку взлета, если на его критических для обеспечения безопасности полета поверхностях присутствовали снежно-ледяные отложения».

В Иркутске самолет совершил экстренную посадку из-за отказа электроники
Общество
Фото:Benoit Tessier / Reuters

Концепцию «чистого самолета» проигнорировал опытный командир экипажа Михаил Кулагин, который, согласно отчету, полгода назад самостоятельно изучил правила наземной противообледенительной обработки воздушного судна и сдал по этой теме зачет. Требования не выполнил и выпускающий техник Юрий Игонин. Он проработал в магаданском аэропорту Сокол 50 лет и, как отмечает «Коммерсантъ», получил все известные сертификаты и допуски по наземному обслуживанию самолетов.

По данным издания, Кулагин и Игонин решили, что снег на лайнере был не мокрым, а пушистым, так что с кабины и фюзеляжа его должно было сдуть набегающим воздушным потоком при разбеге перед взлетом. Поэтому они обработали противообледенительной жидкостью только крылья и хвостовой стабилизатор.

После приземления эксперты обнаружили плотные непрозрачные ледяные наросты внизу носовой части фюзеляжа перед датчиками угла атаки и приема воздушного давления — они передают в кабину пилотов данные о скорости летящего самолета. Комиссия установила, что наросты образовались после включения обогрева стекол в кабине: снег с ее крыши начал таять и стекать по фюзеляжу, а затем застыл в его нижней части. Через несколько минут после взлета показания о скорости на приборных панелях стали разными, отключилась автоматика, поддерживающая значения крена и тангажа. Второму пилоту Олегу Балобанову пришлось перейти на ручное управление.

Дважды услышав предупреждение о сваливании, летчики передали в эфир сигнал бедствия и решили возвращаться в аэропорт Магадана, но не смогли зайти на посадку в ручном режиме, так как командир экипажа превысил скорость. Об этом свидетельствуют данные параметрического самописца. После этого пилоты начали запрещенное руководством по летной эксплуатации «двойное» управление машиной, что «усложнило возвращение самолета в нормальный режим и создало серьезный риск для безопасности полета», отмечается в заключении Росавиации. Действия летчиков привели к интенсивному набору высоты с 1,6 тыс. до 4,6 тыс. м, самолет более пяти минут шел вверх на достигающих 30 градусов углах атаки и в итоге свалился. После этого он несколько минут интенсивно терял и набирал высоту, разгонялся и замедлялся.

Как сообщил специалистам Кулагин, он взял управление на себя после срабатывания сигнализации Stall о приближении к сваливанию. Кулагин и Балобанов рассказали, что они передавали друг другу управление самолетом, но он продолжал неадекватно реагировать на команды.

По мнению экспертов, стабилизировать полет и сообщить на землю о намерении посадить самолет в аэропорту Якутска экипажу удалось после того, как налипший лед частично отвалился в результате маневров и электрообогрева датчиков. После этого осуществлявшая рейс компания S7 попросила экипаж по возможности долететь хотя бы до Иркутска.

Следственный комитет возбудил уголовное дело и проверяет версии об ошибках пилотов и персонала аэропорта, пишет газета. Жидкость, которой обрабатывали самолет, признали качественной.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Украинский депутат обвинил Зеленского во лжи после удара «Орешником»Политика, 14:27
Шлосберг назвал причину задержанияПолитика, 14:10
«Зенит» вырвал победу у аутсайдера РПЛ на 96-й минутеСпорт, 14:03
Маск поинтересовался ценой американского телеканала MSNBCПолитика, 13:59
Генерал Ходжес заявил, что конфликт на Украине мог закончиться в 2023-мПолитика, 13:56
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 13:50
Что происходит с медициной в России и как она выглядит на фоне зарубежнойLife, 13:48
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Матч ТВ» извинился за лого «Спартака» на составе «Зенита»Спорт, 13:43
Красный Крест обнаружил 1,2 тыс. пропавших жителей Курской областиПолитика, 13:37
В РПЦ предложили не наказывать Шарлота за оскорбление чувств верующихОбщество, 13:28
Всероссийскую федерацию легкой атлетики возглавил ФрадковСпорт, 13:27
Bloomberg заметил приближение газового кризиса в ЕвропеБизнес, 13:19
Дюков сообщил о желании пригласить главу УЕФА на матч сборной РоссииСпорт, 13:04
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с УкраинойПолитика, 13:01