В Госдуме предложили радикально ужесточить наказания для автолихачей
Взялись за права
За нарушения Правил дорожного движения, которые могли повлечь или повлекли за собой опасность гибели других участников дорожного движения, в том числе за непропуск «скорой», наказание должно быть серьезно ужесточено, рассказал РБК глава комитета Госдумы по безопасности, экс-замглавы Следственного комитета Василий Пискарев («Единая Россия»).
Проекта закона пока нет, уточнил парламентарий. Предполагаемое ужесточение наказаний станет темой парламентских слушаний, который комитет по безопасности запланировал провести в ближайшее время, добавил он, после обсуждения с коллегами по парламенту и профильными экспертами, они могут быть внесены.
Пискарев заявил, что необходимо лишать «лихачей, вроде тех, что гоняют на «гелентвагенах» по пешеходным дорожкам», водительских прав сроком на пять, а то и на десять лет, а за неоднократное нарушение — «вплоть до пожизненного [лишения прав], с возможностью конфискации транспортного средства вне зависимости, в чьей собственности оно находится — нарушителя или его родственника».
«Люди должны понимать, что если они отдают свое транспортное средство тем, кто не имеет права им управлять, они могут его лишиться. Это существенно скажется на безопасности дорожного движения», — подчеркнул глава комитета по безопасности. Пискарев уверен, что такие изменения «будут поддержаны обществом».
Поводом для такой инициативы стала скандальная история с сыном вице-президента ЛУКОЙЛа Русланом Шамсуаровым, водитель которого в мае 2016 года устроил гонки с сотрудниками ГИБДД. Позднее Шамсуаров, его водитель и пассажиры, снимавшие гонку на видео, получили 15 суток ареста и были приговорены к исправительным работам.
Штраф за непропуск «скорой»
Пискарев подчеркнул, что есть необходимость в разы повысить штраф за отказ пропускать машины со спецсигналом — «скорых», пожарных и полиции. В настоящее время за непредставление преимущества в движении «скорой помощи» установлен административный штраф в размере 500 руб. или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Пискарев считает, что здесь также наказание должно доходить до пожизненного лишения прав, если, скажем, «произошла такая трагедия, как на минувшей неделе в Камчатском крае, когда из-за лихача, перегородившего дорогу машине медиков погиб пациент».
Первый зампредседателя комитета по законодательству единоросс Вячеслав Лысаков заявил РБК, что Госдума и так рассматривает достаточный пакет законопроектов по ужесточению наказания за нарушение ПДД. «У нас уже есть на рассмотрении более чем достаточный пакет законопроектов, усиливавший ответственность за нарушение правил ПДД (лишение прав за многократное нарушение Правил дорожного движения и штраф за опасное вождение)», — сказал он РБК.
Лысаков напомнил, что за непропуск «скорой» лишение прав законом предусмотрено, и большая проблема, по его мнению, в правоприменительной практике.
Курс на ужесточение
В прошлом году правительство выступило с целым рядом инициатив, направленных на ужесточение наказания для нарушителей ПДД.
Так, МВД был подготовлен и внесен в нижнюю палату законопроект о лишении прав за три нарушения правил вождения. Лишать прав предлагалось за следующие нарушения: превышение скорости на величину более 40 км/ч; пересечение железнодорожных путей вне переезда; проезд на красный сигнал светофора; невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или дорожной разметкой; непредоставление преимущества в движении пешеходам.
Но рассмотрение поправок было отложено в конце минувшего года. Как рассказывал РБК Лысаков, возникла опасность, что «законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не только отморозков» и прав может лишиться «полстраны».
Также минувшим летом премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вносит в ПДД новое понятие — «опасное вождение». Под опасным вождением, как следует из документа, опубликованного на сайте правительства, подразумевается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий».
Это отказ выполнять при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты (исключение будет сделано в случае поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия), отказ соблюдать безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП, а также воспрепятствование обгону.