The Times узнала о вымогательстве у сборной России по плаванию 3 млн руб.
Бывший директор московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков и бывший исполнительный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Никита Камаев предлагали национальной федерации плавания сделку по сокрытию возможного применения допинга, пишет The Times со ссылкой на российские спортивные источники.
По словам собеседников издания, руководители российских антидопинговых служб предлагали не брать допинг-пробы у ведущих спортсменов перед Олимпиадой 2012 года в Лондоне в обмен на 3 млн руб в год. Источники утверждали, что Родченков и Камаев осенью 2011 года не менее двух раз в течение нескольких часов вели переговоры с представителями Всероссийской федерации плавания, пытаясь заключить сделку.
По сведениям одного из собеседников The Times, первая встреча состоялась в обстановке секретности во время антидопинговой конференции, организованной министерством спорта. В ходе переговоров Камаев, по словам источника, сказал представителям федерации, что у некоторых членов сборной могут быть проблемы с паспортами крови и об этом надо поговорить.
Вторая встреча прошла в октябре 2011 года в начале цикла олимпийской подготовки. Источник газеты рассказал, что в ходе двухчасовых переговоров прозвучало предложение исключить взятие допинг-проб у двух-трех ведущих спортсменов «в обмен на три миллиона рублей в год».
По сведениям The Times федерация отказалась от этого предложения, но не ответила на запросы, направленные ей при подготовке материала. Представитель Всемирного антидопингового агентства (WADA) Бен Николс заявил изданию, что собранные журналистами сведения будут немедленно переданы в группу расследования, которая внимательно изучит эту информацию.
В марте The Times уже писала о сокрытии результатов допинг-проб двух российских пловцов, у которых в крови был обнаружен препарат эритропоэтин. Источник издания рассказал, что эти спортсмены были отстранены от соревнований на 12 месяцев, но дисквалификация так и не вступила в силу.
Собеседник The Times заявил, что пловцы назвали врача, который предоставлял эритропоэтин, но вмешались «могущественные фигуры», и федерации плавания сказали «не давать делу ход». В мартовской публикации приводились слова источника о том, что спортсмены указали на «врача, имевшего большие связи с руководством правоохранительных органов».
Родченков в мае рассказал The New York Times об употреблении допинга российским спортсменами на Олимпиаде 2014 года в Сочи. Он утверждал, что при помощи сотрудников спецслужб допинг-пробы менялись на чистые образцы.
Бывший глава лаборатории также заявил, что во время Олимпиады в Лондоне практиковалась продажа допинг-проб. «Была потрачена куча денег, чтобы скрыть положительные результаты. Определенные люди занимались подменой положительных проб. Я знаю это по Олимпиаде в Лондоне. Тогда стоило до 500 тыс. долларов, чтобы «освободить» спортсмена, принимавшего допинг, — за одного человека. Спортсмен передавал деньги тренеру. И в России есть человек, который дальше передавал деньги в IAAF. Это продажа результатов допинг-тестов», — сказал Родченков в фильме, показанном немецким телеканалом ARD.
Камаев скоропостижно скончался в феврале этого года после ухода в отставку с поста главы РУСАДА, последовавшего за дисквалификацией Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) вследствие обвинений в систематическом употреблении допинга российскими спортсменами.
Министр спорта Виталий Мутко назвал заявления Родченкова о применении допинга на сочинской Олимпиаде абсурдными. Он также посчитал «неубедительными» обвинения в сокрытии допинг-проб, прозвучавшие в фильме ARD. «Это не только в немецких СМИ. Это целенаправленная атака на Россию, спокойная, организованная. Товарищ Родченков отрабатывает для людей, которые его приютили. Что у него еще есть с 2005 года, мы не знаем, он будет еще доставать», — сказал Мутко.
Сегодня Международная федерация легкой атлетики (IAAF) должна принять решение о продлении или отмене временной дисквалификации ВФЛА. В случае продления запрета на участие в международных соревнованиях российские легкоатлеты пропустят Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. В этом случае на заседании 21 июня Международный олимпийский комитет может полностью отстранить Россию от участия в Олимпиаде.