Суд арестовал подозреваемого в причастности к теракту в Санкт-Петербурге
Опасные контакты
Подозреваемый в причастности к теракту в метро Санкт-Петербурга Аброр Азимов арестован на 1 месяц и 16 суток. Такое решение принял судья Басманного суда Москвы Артур Карпов, передает корреспондент РБК из зала заседаний.
В производстве у центрального аппарата СКР находится уголовное дело о «незаконном хранении и ношении взрывного устройства и совершении взрыва» в петербургском метро 3 апреля, зачитал постановление судья Карпов. Азимов стал подозреваемым, поскольку созванивался с предполагаемым террористом-смертником Акбарджоном Джалиловым, который взорвал бомбу в поезде между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», следует из решения суда.
Незадолго до взрыва Джалилов «с помощью операторов сотовой связи контактировал с организаторами и соучастниками преступления, находящимися в городе Москве, в том числе — с Азимовым», — указал Карпов.
ФСБ ранее называла Азимова вероятным организатором теракта; по данным спецслужбы, он «осуществил подготовку террориста-смертника» Джалилова. 7 апреля Басманный суд арестовал другого предполагаемого подельника Джалилова — Содика Ортикова. Причина, по которой он стал подозреваемым, формулировалась в ходатайстве следствия похожим образом: Ортиков и Джалилов созванивались с одним и тем же человеком.
Всего по уголовному делу о теракте арестованы девять человек из числа тех, кто контактировал с Джалиловым. У всех при обысках были обнаружены оружие и взрывные устройства. Как стало известно на заседании Басманного суда во вторник, Азимов жил в Одинцовском районе Подмосковья — по соседству с другими двоими подозреваемыми — Ортиковым и Шохистой Каримовой.
Азимов родился в Джалал-Абаде, отказался от гражданства Киргизии, получил российский паспорт. Он окончил только семь классов школы; официальной работы у него на момент задержания не было. Азимов женат, у него есть двухлетний ребенок.
Частичное признание
Перед заседанием адвокат Азимова Армен Задоян, который представляет его интересы по назначению, заявил журналистам, что тот признал вину. Это подтвердил на заседании следователь центрального аппарата СКР Андрей Жигулин: он рассказал, что 17 апреля Азимов был задержан по подозрению в организации теракта и в незаконном обороте оружия и что он «подтвердил свое участие в подготовке взрыва». При задержании у Азимова изъяли пистолет Макарова, четыре патрона, несколько мобильных телефонов и сим-карт. Необходимость заключить фигуранта дела под стражу Жигулин обосновал тем, что тот может «связаться с подельниками, которые в данный момент не установлены».
«На арест я согласен. С тем, что я признал свою причастность к подготовке взрыва, я не согласен, — пояснил Азимов. — Мое участие есть, но непрямое. Я не осознавал, что я помогаю теракту. Мне дали команду, и я ее выполнил». Пояснить, что именно он сделал, ему помешали судья и следователь. «Мы вас сейчас не допрашиваем», — перебил Карпов.
«Мой подзащитный — не организатор и никогда не говорил, что он организовывал что-либо, — пояснил РБК Задоян после заседания. — А следствие еще само толком не разобралось, что ему вменять. Его взяли только вчера. Еще много предстоит следственных действий, прежде чем будет предъявлено обвинение».
В результате теракта в метро Санкт-Петербурга погибли 15 человек, пострадали не менее 60. После взрыва в перегоне между «Сенной площадью» и «Технологическим институтом» на станции «Площадь Восстания» было обнаружено еще одно, более мощное взрывное устройство. Бомбы такого типа характерны в большей степени для ближневосточных исламистов, чем для северокавказского бандподполья, рассказывали РБК эксперты, изучившие фото СВУ.