На турне патриарха по Латинской Америке потратили не менее 20 млн руб.
22 февраля завершился визит патриарха Кирилла в страны Латинской Америки. За 11 дней он успел побывать на Кубе, где состоялась историческая встреча с папой римским, в Парагвае, Чили, Антарктиде и Бразилии. РБК попробовал подсчитать, во сколько мог обойтись этот визит.
Турне патриарха
На видео, показанном в эфире «Первого канала», запечатлено, что 12 февраля патриарх вылетел из Москвы на Кубу самолетом Ил-96-300, бортовой номер RA-96018. Согласно информации сайта Russianplanes.net, этот лайнер эксплуатируется с августа 2007 года, текущий эксплуатант — Специальный летный отряд «Россия» (подчиняется управлению делами президента РФ, обслуживает первых лиц государства). Этим же самолетом патриарх прилетел 14-го февраля в Асунсьон, столицу Парагвая, свидетельствуют фотографии, размещенные на официальном сайте Московского патриархата.
Согласно сообщению ТАСС, 17 февраля патриарх Кирилл прилетел в Антарктиду из аэропорта чилийского города Пунта-Аренас. На фотографии, иллюстрирующей новость, видно: патриарх спускается по трапу самолета с надписью Antarctic Airways. Так называется единственная авиакомпания, совершающая перелеты из Пунта-Аренас в Антарктиду.
19 февраля, сообщило агентство «РИА Новости», патриарх вылетел из Пунта-Аренас в Бразилиа, столицу Бразилии. По словам одного из членов делегации, перелет осуществлялся самолетом ИЛ-96-300, бортовой номер RA-96018. Сайт Flightradar24.com зафиксировал полет борта с таким номером 19 февраля. Согласно информации ресурса, в 17:38 UTC (14:38 по местному времени) самолет находился над бразильским городом Маринга, а в 18:54 UTC (15:54 по местному времени) сел в Бразилиа.
Согласно сайту патриархата, 19 февраля Кирилл посетил российское посольство в Бразилии, встретился с президентом страны Дилмой Руссефф, а также посетил храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».
20 февраля в 00:05 UTC (21:05 предыдущего дня по местному времени) самолет вылетел из Бразилиа и направился в сторону Рио-де-Жанейро. Из данных Flightradar24.com не понятно, где сел самолет.
Согласно сайту РПЦ, 20 февраля патриарх совершил молебен на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро и посетил храм мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, а 21 февраля отслужил литургию в соборе апостола Павла в Сан-Паулу и посетил Благовещенский храм Сан-Паулу.
Следующий полет борт RA 96018, данные о котором имеются на сайте Flightradar24.com, совершил 21 февраля. В 20:31 UTC (17:31 по местному времени) самолет вылетел из Сан-Паулу. Этот полет завершился в Москве 22 февраля в 12:08 UTC (15:08 мск).
В управделами президента не смогли оперативно прокомментировать запрос РБК. По словам собеседника РБК, близкого к руководству РПЦ, управделами президента по распоряжению президента страны при необходимости предоставляет патриарху самолет Специального летного отряда. Так, например, патриарх Кирилл летал в Китай в 2013 году. «Регулярно патриарх никогда не пользуется самолетами государства. И мы всегда находим какие-то возможности, средства для того, чтобы визиты патриарха обеспечивались какими-то частными авиакомпаниями. Самолет был предоставлен для конкретного визита святейшего патриарха в Китай», — комментировал в мае 2013 года в интервью РСН Александр Волков, руководитель пресс-службы патриарха. На вопросы корреспондента РБК о нынешней поездке священник Александр Волков не ответил.
Стоимость поездки
Основные расходы перелетов, вроде тех, что совершил патриарх, — обслуживание в аэропорту и расход топлива. Расход топлива ИЛ-96-300 – 6,7 т в час, перелет от Москвы до Кубы на прямых рейсах занимает примерно 13 часов, оптовые цены на авиационный керосин в этот день — 28 тыс. руб. за т (цены взяты из нефтегазового еженедельника Thomson Reuters). Таким образом, на перелет в одну сторону было потрачено не менее 2,4 млн руб.
Расстояние между Гаваной и Асунсьоном, по данным сервиса Avia.yandex.ru, — около 6 тыс. км. При крейсерской скорости Ил 96-300 в 850–870 км/ч перелет между этими городами должен занять от семи часов. Авиационный керосин в день перелета стоил 26 095 руб., то есть на перелет могли потратить более 1,2 млн руб. Еще в 0,7 млн руб. мог обойтись перелет из Асунсьона в Пунта-Аренас (расстояние 3,28 тыс. км, при крейсерской скорости 850 км/ч это около четырех часов полета).
Расстояние между Пунта-Аренас и Бразилиа — 4,6 тыс. км, то есть перелет мог занять около 5,5 часов и обойтись в сумму более 1 млн руб. (оптовые цены на авиационный керосин 15–19 февраля — 27 459 руб. за т). Более 183 тыс. руб. нужно было заплатить за керосин при перелете из Бразилиа в Сан-Паулу (более часа полета). Шестнадцатичасовой перелет из Сан-Паулу в Москву стоил еще 2,9 млн руб.
По данным СМИ, главу РПЦ в поездке по Латинской Америке сопровождали 100 человек, эту же цифру РБК назвали два источника в РПЦ. В Антарктиду с главой РПЦ полетели около 30 человек, рассказал собеседник РБК в патриархии. Как сообщили РБК в Antarctic Airways, билеты в Антарктиду не продаются, полет бронируется по индивидуальным запросам. Перелет в оба конца из расчета на одного пассажира обходится в $5,5 тыс., отдельно за фрахт самолета плата не берется. Стоимость перевозки тридцати пассажиров — $165 тыс. (12,58 млн руб. по курсу ЦБ на 17 февраля).
Таким образом, только на перелеты над Латинской Америкой и Антарктидой в ходе турне патриарха могло быть потрачено 20,9 млн руб. Еще в несколько тысяч долларов в сутки, по словам Дмитрия Миргородского, партнера консультационной компании Concours, могла обойтись стоянка ИЛ-96 в аэропортах Латинской Америки. В справочной службе аэропорта Гаваны не ответили на вопрос корреспондента РБК о стоимости обслуживания самолета, на котором в столицу Кубы прилетел патриарх.
По данным РПЦ, на Кубе живут 15 тыс. православных, в Аргентине — 150 тыс., в Бразилии — 200 тыс., в Чили — 70 тыс.
Подробнее о том, на что живет церковь, читайте в расследовании РБК.