СМИ сообщили о попытках Якунина скрыть активы от Навального
Как сообщает издание Quartz, семья Якунина наняла британскую компанию GPW+ для защиты своей репутации. Эта компания занимается сбором информации для мультинациональных корпораций, банков, инвесторов. Среди ее клиентов — Apple, эмигранты из бывшего СССР, а также крупные российские банки, которые занимаются розыском своих денег, ушедших за рубеж.
Как сообщили Quartz источники в GPW+, британская компания работала с семьей Якунина до 2016 года. В частности, она отслеживала информацию о любых активах бывшего главы РЖД, которая находилась в открытом доступе. Делалось это для того, чтобы эти данные можно было скрыть от всяких попыток расследования извне наподобие деятельности Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. «После этого заказчик мог надежней запрятать свои активы в офшорах, чтобы их уже никто не смог найти», — заявил собеседник Quartz.
Также GPW+ ставилась цель находить любую негативную информацию о Владимире Якунине и его сыне Андрее в открытых источниках и социальных сетях, а заказчик после этого уже сам решал, что делать с этими данными. Британская компания также изучала кандидатов на работу в берлинский Исследовательский институт «Диалог цивилизаций», соучредителем которого являлся Якунин. Задачей было выяснить, нет ли в их биографиях каких-либо противоречий.
Были и запросы, которые, по словам источника GPW+, вызывали неприятные ощущения у сотрудников. Например, Якунины просили выяснить адрес британского журналиста, который написал в негативном ключе об их семье. Собеседник Quartz, впрочем, не смог вспомнить, о какой статье идет речь.
Издание утверждает, что установлению связей Якуниных с GPW+ способствовал сооснователь британской компании Эндрю Уордсуорт, который сотрудничал и с другими богатыми выходцами из бывшего СССР. Его партнерам по бизнесу такие связи не нравились, и Уордсуорт покинул GPW+ в середине 2016 года, сообщил источник издания. По одной из версий, он мог сохранить Якуниных в качестве своих клиентов, поскольку в настоящее время он основал компанию Raedas, чья сфера деятельности близка к GPW+.
Среди других клиентов Уордсуорта Quartz упоминает Андрея Павлова — адвоката, связанного с «делом Магнитского». Задачей GPW+ было вычеркнуть юриста из принятого ЕС «списка Магнитского».
Представитель Якунина Григорий Левченко в ответ на запрос Quartz заявил, что GPW+ не выступала советником экс-главы РЖД. В свою очередь, Андрей Якунин сообщил изданию, что несколько раз действительно общался с GPW+, однако не объяснил, в чем заключалось это сотрудничество. На вопрос о расследованиях Алексея Навального, он заявил, что «не собирается говорить о Навальном и его так называемых разоблачениях».
В разговоре с РБК Левченко заявил, что «публикация недостоверна». «Упомянутые фирмы не являлись консультантами Владимира Якунина. Сведения Quartz вообще не вызывают доверия, поскольку грешат непроверенной и откровенно ложной либо выборочно представленной информацией», — сказал он. «Например, «Крымская железная дорога» никогда не входила в РЖД, в статье рассматривается рост операционных затрат, но не учтена значительная девальвация рубля в указанном десятилетнем периоде, не упомянуты двухкратный рост выручки, трехкратный рост средней зарплаты в отрасли, двухкратный рост производительности труда за период 2005–2014 годов, рост доли железной дороги в общем объеме транспорта и многое другое. Это очень непрофессиональная с точки зрения работы с фактами публикация. Не удивлюсь, если выяснится, что и другие данные статьи подобраны по принципу «я его слепила из того, что было», — заявил Левченко в разговоре с РБК.
Quartz назвал и еще одну фирму, которую якобы нанимали Якунины. Речь идет о юридической компании Mishcon de Reya, которая должна была давать советы касательно негативной информации, появляющейся в СМИ. Mishcon de Reya известна тем, что представляла принцессу Диану в бракоразводном процессе с принцем Чарльзом.
В случае с Якуниными услуги фирмы пригодились, когда британский антикоррупционный активист Роман Борисович начал рассказывать о лондонских виллах, якобы купленных на отмытые деньги. Вся его деятельность прекратилась после того, как Борисович добрался до Eden House, купленного Андреем Якуниным через панамскую компанию за £4,5 млн. После этого ряд журналистов получили письма от Mishcon de Reya, в которых говорилось о незаконной кампании в отношении Якунина и нарушении закона. Авторов статей предупредили о юридической ответственности, после чего обсуждение дома прекратилось, а одна из лондонских газет удалила материал и извинилась перед Якуниным.
Еще одной компанией, связанной с Якуниными, Quartz назвал пиар-агентство Project Associates, которому поручено создать из экс-главы РЖД образ уважаемого бизнесмена и филантропа. Бывший сотрудник Project Associates говорит, что работавшим с Якуниными сотрудникам показалось, что одной из целей кампании было отделить имидж Андрея Якунина от его отца и сделать его не сыном друга Владимира Путина, а успешным британским бизнесменом.
Среди других клиентов Project Associates Quartz назвал правительство Венгрии и Елену Батурину.
Владимир Якунин возглавлял РЖД в 2005–2015 годах. После отставки, как он признался в интервью РБК, жизнь его «стала еще более интенсивной». «Я очень много занимаюсь кафедрой, институтом «Диалог цивилизаций», Фондом Андрея Первозванного». «С точки зрения графика <…> даже в прежние времена такой интенсивной, летающей жизни у меня не было. Я бы хотел немножко приземлиться, отдышаться, а то, глядишь, крылья отрастут», — добавил он.
В середине июня Якунин дал интервью Би-би-си, в котором признал наличие дома под Москвой, где, по его словам, «есть маленькое помещение, где хранятся меха».
В том же интервью Якунин рассказал, что его сын живет в Лондоне и получил британский паспорт «из-за особенностей британского законодательства».