Сеть «Буше» отправилась на поиски «европейской стабильности»
Петербургская сеть кондитерских «Буше» собирается выходить на европейский рынок, стало известно РБК Петербург. Однако, как считают участники рынка, бизнес-модель «Буше», зарекомендовавшая себя в России, может затеряться среди множества эффективных проектов в Европе.
В поисках европейской стабильности
Планы выхода «Буше» на европейский рынок РБК Петербург подтвердил коммерческий директор сети Роман Певзнер.
«У нас есть бизнес-план, сейчас в компании идет вполне понятный процесс подготовки экспансии, однако пока мы не готовы комментировать подробности. Могу лишь сказать, что мы рассматриваем 3-4 страны в Западной Европе и, как и планировали, открываемся в Финляндии», — рассказал специалист РБК Петербург.
Отвечая на вопрос об открытии точек в российских регионах, Р. Певзнер сказал, что таких планов у «Буше» нет.
Справка
Первая пекарня-кондитерская «Буше» появилась в Петербурге в 1999 году, сейчас в городе открыто 32 точки. Собственником и генеральным директором ООО «Буше» является Олег Лега.
Предпочитая Европу российским регионам, «Буше» может руководствоваться двумя обстоятельствами. Во-первых, европейский рынок хлебо-булочных изделий отличается от российского большей предсказуемостью, поэтому для петербургской сети выход на Запад может служить инструментом снижения рисков, считает управляющий партнер компании White Group (включает рестораны и кондитерские FermA и ресторан «Чайка») Игорь Пращенко, недавно запустивший проект продажи своих кондитерских изделий через сеть гипермаркетов.
«В Европе проще просчитать риски на более-менее долгосрочную перспективу. Например, недавно мы закупили в Европе продукты для нашего ресторана, причем цена была та же, что и три года назад. Кроме того, бизнесу на Западе не приходится постоянно адаптироваться к поправкам в законодательстве. У нас законы меняются очень часто, поэтому контролирующие органы постоянно получают поводы находить новые проблемы, которые тебе нужно искоренить. В Европе законы, которые действовали во время запуска бизнеса, сохраняются на протяжении длительного времени. Поэтому большая часть потенциальных проблем устраняется на стадии предъявления органам проекта», — говорит И. Пращенко.
«К тому же, платежеспособность европейского покупателя, по сравнению с российским, намного выше», — добавляет совладелица петербургской пекарни и сети кондитерских «Балтийский хлеб — Британские пекарни» (British Bakery) Анна Фаустова.
Тысяча первая кофейня
Тем не менее на европейском рынке «Буше» может столкнуться с серьезными трудностями. Первая из них — непривычно жесткая конкуренция, вторая — необходимость адаптировать свой продукт под европейского потребителя.
По мнению генерального директора сети ресторанов и кондитерских «Теремок» Виталия Свидовского, открывшего в прошлом году две точки в Нью-Йорке, российские компании пока не имеют ясного представления о том, что такое настоящая конкуренция, так как количество эффективных проектов на отечественном рынке исчисляется в единицах. Тогда как в Европе, напротив, примеры непрофессионально построенного бизнеса крайне редки, объяснил РБК Петербург В. Свидовский.
«Кофеен с эффективно поставленными маркетингом и логистикой на Западе тысячи. Если вы хотите быть 1001-й — шансов на успех крайне мало. Единственная, на мой взгляд, возможность — предложить не универсальный, а уникальный ассортимент. Уникальна ли продукция «Буше» для Европы? — не уверен», — говорит В. Свидовский.
Кроме того, тот ассортимент, который пользуется спросом у российского потребителя, европейцев может совершенно не заинтересовать, добавляет совладелица British Bakery Анна Фаустова. «Основная проблема российского бизнеса в Европе заключается в том, что наши менеджеры не знают и не понимают логику западного потребителя. У нас неправильное мнение об их вкусах, из-за чего мы не можем как надо расставить акценты в продуктовом ассортименте, организовать ценовую политику, сделать рекламу. Можно проработать в Европе годы, и так и не понять, что хочет европейский клиент», — добавляет А. Фаустова.
Специфические сложности
Кроме рисков, связанных с конкуренцией, эксперты РБК Петербург говорят и о других проблемах, которые предстоит решать менеджменту «Буше».
«На Западе огромные проблемы с персоналом. До того, как мы открыли рестораны в США, мы полагали, что в России люди работают слабенько. Теперь же мы молимся на местный персонал. Люди на Западе работают хуже, могут без объяснения причин не выйти на работу и т.д.», — делится опытом В. Свидовский.
Также, добавляет он, издержки, связанные с неудачным выбором локации, на Западе намного выше, чем в России. «Если вы арендовали помещение и спустя год поняли, что место непроходное, вы не сможете просто взять и съехать. Договоры аренды долгосрочные и очень жесткие — вам придется платить аренду по договору за весь срок», — сказал В. Свидовский.