Охота на ведьм: сможет ли государство закрыть доступ к запрещенным сайтам
В России вступил в силу пакет поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Теперь блокировать доступ к запрещенным сайтам обязаны не только провайдеры, но и владельцы частных VPN-сервисов и анонимайзеров. Как утверждают в Роскомнадзоре, сотрудничать с ведомством согласны «все популярные» сервисы. Впрочем, некоторые из них (в частности, RuTracker) начали активно рассылать инструкции по обходу блокировки. РБК Петербург спросил у экспертов, каким может быть реальный эффект от новых поправок и как они отразятся на конечных пользователях интернета.
Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК):
«В ближайшее время нововведение никак не отразится на пользователях. Несмотря на то что закон формально вступил в силу, система, как это часто бывает, еще не налажена. Когда основная подготовка будет закончена, главное, что увидит пользователь — это изменение результатов поисковой выдачи. Поисковики будут вынуждены убрать все, что находится в реестре запрещенной информации.
Второе, что мы возможно увидим, — как под давлением регулятора из магазина приложений будут убраны определенные VPN-сервисы, которые не пойдут на сотрудничество с Роскомнадзором. Мы столкнулись с подобным явлением, когда принимались поправки в закон о персональных данных — легальные сервисы закрыли возможность регистрации пользователя в России.
Конечно, это не значит, что в результате действия закона о блокировке запрещенных сайтов пользователь лишится возможности туда попасть. Более того, я подозреваю, что мы увидим расцвет новых частных VPN-сервисов, когда люди вместо того, чтобы покупать «коробочные решение», будут сами их создавать. В современных мобильных и десктопных операционных системах есть возможность настроить VPN-соединение. Можно развернуть собственное VPN-решение на простеньком хостинге за пять долларов в месяц — это не такая сложная задача.
Конечно, если есть желание что-нибудь закрыть — это вполне возможно. Например, с одной стороны, из-под действия закона выведены технологические и корпоративные VPN-сервисы. С другой стороны, существует много так называемых систем двойного назначения, когда VPN-сервис работают и с корпорациями, и с частными пользователями. Если регулятор будет строго придерживаться буквы закона, владельцы подобных сервисов не смогут «раздвоить» продукт и будут вынуждены уйти с рынка.
Однако есть надежда, что регулятор не будет тщательно следить за исполнением закона — по той простой причине, что для его исполнения хотя бы на 90% требуется большой объем денежных средств, который в законе не заложен и которого нет у участников рынка».
Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен:
«С высокой долей вероятности не все VPN-сервисы будут удовлетворять требованиям российского законодательства. Это значит, что теоретически их будут изымать из электронных магазинов — что приведет к недоступности сервисов для обыкновенных пользователей.
Новые ограничения непременно скажутся и на работоспособности сети. Количество запрещенных страниц — это уже не тысячи, а миллионы ссылок, которые обязаны проверять теперь поисковые машины, владельцы анонимайзеров и операторы связи. Сложность системы уже сейчас приводит к задержкам при открытии сайтов.
Насколько обоснованы все эти затраты со стороны государства и имеют ли они смысл — вероятно, этот вопрос найдет в ближайшее время свой однозначный ответ. Впрочем, можно сказать и сейчас — это бесполезная трата денег, времени, человеческого ресурса.
Доступ к информации — это базовое право человека. А обойти ограничения вполне возможно — и люди будут пользоваться этим. Есть огромное количество вариантов: можно сменить юрисдикцию, воспользоваться VPN поверх VPN (причем первый VPN может удовлетворять условиям российского законодательства), можно запустить виртуальные машины в другой юрисдикции и использовать доступ, находясь вне правового поля РФ.
Так что, нововведения — это абсолютно бессмысленная «охота на ведьм», которая только создает напряженность внутри общества. Фактически закон заставляет собственных граждан обходить запреты».