Без носков, но с часами: что покупали петербуржцы в 2016 году
Петростат опубликовал статистику продаж пищевых и непродовольственных товаров. Согласно отчету ведомства, в 2016 году жители Петербурга продолжали экономить на самом необходимом, однако удивительным образом почти вдвое увеличили покупки часов и диванов. Опрошенные РБК Петербург эксперты и топ-менеджеры говорят, что за официальными цифрами прячутся уже хорошо известные в кризис явления — увеличение серых продаж и переключение потребителя на дешевые товары.
Экономия на необходимом
Падение спроса, согласно данным Петростата, зафиксировано во всех сегментах одежного ретейла. Так, продажи кожаной обуви упали на 21,5%. Петербуржцы стали покупать меньше белья (- 17,3%) и верхней одежды (- 12,7%), на 9,3% сократился спрос на чулки и носки.
С одной стороны, падение продаж в одежном ретейле говорит о снижении реальных доходов населения, рассказал РБК Петербург гендиректор исследовательской компании «Грифон-эксперт» Александр Петренко. По его словам, статистика продаж говорит о том, что потребитель ищет компромисс между ценой и необходимостью. (РБК Петербург уже писал об изменении предпочтений петербуржцев и росте популярности секонд-хендов).
С другой стороны, падение спроса на товары повседневной необходимости объясняется некорректностью данных Петростата. «В последние годы была большая доля импорта чулков и носков из Белоруссии. В ЕврАзЭс таможенный импорт из Белоруссии практически не учитывается, поэтому официальная статистика фиксирует падение. К тому же, что-то было привезено челноками и могло продаваться нелегально», — заключает А.Петренко.
Призрачные рекорды
Впрочем, как следует из данных Петростата, экономия не мешала петербуржцам совершать дорогостоящие покупки. Так, зафиксирован рекордный рост спроса на часы (в 1,7 раза по сравнению с 2015 годом). В денежном выражении годовой объем продаж составил 986 млн руб. В 2016 году петербуржцы также стали больше покупать бытовую мебель (+26%, 10 млрд руб.).
Динамика спроса на дорогостоящие товары озадачила не только опрошенных РБК Петербург экспертов, но и участников рынка. Гендиректор INFOLine Иван Федяков объясняет подобные рекорды несовершенством статистики. «Гипотетически рост продаж часов может быть, но не в двузначных цифрах. В целом индустрия часов переживает глобальный передел. Швейцарские производители жалуются на отрицательную динамику по продажам последние несколько лет. Это связано с тенденцией перехода людей на электронные девайсы вместо классических механических часов. Я готов поверить в значительный рост продаж электронных девайсов», — поясняет И.Федяков.
Что касается бытовой мебели, рост продаж на 26% удивил президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, гендиректора ЗАО «Первая мебельная фабрика» Александра Шестакова. По его словам, реальные показатели далеки от тех, которые показывает статистика. «Ничего не выросло в этом году», — заключил А. Шестаков в разговоре с РБК Петербург.