Поздно пить боржоми: почему петербуржцы чаще других умирают в больнице
Петербург вошел в число лидеров по внутрибольничной летальности в России в 2016 году. Согласно данным фонда независимого мониторинга «Здоровье», самый большой рост зафиксирован в Ленинградской области (2,66%), Республике Карелия (2,64%) и Петербурге (2,49%). Составители антирейтинга не смогли объяснить, почему в тройку лидеров попали именно северо-западные регионы. РБК Петербург задал этот вопрос другим экспертам, а также спросил, как можно снизить летальность пациентов.
Сергей Ануфриев, основатель и директор «Петербургского медицинского форума»:
«Такая динамика объясняется, в первую очередь, снижением доступности и качества первичной санитарной помощи — амбулаторного звена. Наши поликлиники почти не лечат, а просто перенаправляют пациентов в стационар. Причем зачастую в больницы попадают глубоко запущенные, хронические пациенты в тяжелом состоянии, с которыми практически ничего невозможно сделать, когда поздно пить боржоми.
Это следствие недостаточного финансирования наших поликлиник. Запись к врачам-специалистам в городских поликлиниках может достигать двух недель, а в Ленобласти есть места, где нет вообще фельдшерской помощи. Да, было вложено немало средств в техническое переоснащение медицинских учреждений, но на общую статистику здравоохранения это влияет гораздо меньше, чем амбулаторное звено. На этапе посещения качественного врача семейной практики или участкового терапевта может решаться 80% проблем, которые возникают у пациентов. В случае изменения приоритетов первые положительные результаты можно будет зафиксировать в течение года по целому ряду заболеваний: кардиологии, неврологии; осложнениям, связанным с сахарным диабетом; раку молочной железы и т.д.
Всемирная организация здравоохранения давно это признала. И система здравоохранения Петербурга остро нуждается в реформировании (в том числе в смене приоритетов при расходовании средств). Ситуация в Москве в этом смысле лучше, поскольку город имеет большие финансовые ресурсы для обеспечения поликлиник».
Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института Березина Сергея (МИБС):
«Отчасти ситуация с внутрибольничной летальностью в городе, на мой взгляд, связана с возрастом пациентов. Петербург — самый возрастной регион в России. Город социален — за людей бьются, а значит, часть населения умирает в больницах. И в этом случае данные мониторинга не свидетельствуют о плохой или хорошей медицинской помощи.
Но самое важное — понять причины этой смертности. Например, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний очень сильно упала в стране, но несмотря на это, еще какое-то время эта причина будет среди лидирующих. Через 10-15 лет, думаю, на первое место выйдет онкология. Очевидно, что снизить смертность от онкологии могут длительные программы онкологического скрининга, ранняя выявляемость заболеваний. А для этого необходимо усиление первичного медицинского звена».
Валерий Стрижелецкий, главный врач больницы Святого Георгия:
«Я не думаю, что у нас худшие показатели, потому что уровень помощи в городе достаточно высок. А одна из главных причин высокой внутрибольничной летальности в Петербурге — это поступление в стационар крайне тяжелых больных и согласие врачей на их госпитализацию.
С одной стороны, это хорошо, потому что родственники не видят страданий и мучений близких, но с другой — это сказывается на госпитальной летальности. Иногда мы не в состоянии помочь людям, но отправить их домой просто нельзя, поскольку у нас недостаточно учреждений, которые занимаются паллиативной помощью».