Бизнес ожидает банковскую распродажу залогового имущества
На балансах банков копится залоговое имущество — здания, оборудование, целые предприятия, переходят банкирам в качестве покрытия проблемных кредитов. К концу года начнется череда сделок с этой временно замороженной собственностью. Если к имуществу, особенно промышленному, приложить инвестиции, можно обеспечить старт новых проектов и в целом оживление в экономике. Но серьезных инвестиций не будет, спрогнозировали участники дискуссии «Предпринимательство и инвестиции в период кризиса», организованной РБК Петербург.
Строим на свои
Каждый кризис дает возможность предприимчивым людям прийти на место выбывающих игроков — приобретая подешевевшие активы и развивая бизнес на фоне спада, эти предприниматели вступают в посткризисный период лидерами своих отраслей. Есть ли место таким инвестициям в Петербурге 2015 года, РБК Петербург спросил у финансистов и бизнесменов, реализующих проекты развития.
«Целесообразно присматриваться к разным секторам экономики в поиске перспективных ниш, которые, вопреки общим негативным тенденциям, могут обеспечить хороший возврат инвестиций. Сейчас, когда условия кредитования бизнеса, в сравнении с прошлым годом, улучшились, банки очень внимательно ищут таких перспективных заемщиков», — отметил заместитель председателя правления БФА Банка Илья Кокарев. Как он пояснил, ставки кредитования снизились, а заявки на кредиты улучшились по качеству залогов в сравнении с ситуацией годовой давности. «В прошлом году мы получали в основном заявки на пролонгацию кредитных линий, причем заемщики привыкли к почти автоматической пролонгации. Сейчас же банк, продлевая кредиты, добивается улучшения залога», — продолжил Илья Кокарев. Также, по его словам, участились случаи продажи бизнеса по привлекательной цене, и «на этой почве формируются инвестпроекты, которые новые собственники активов готовы осуществлять с привлечением заемных средств».
Проектов на заемных деньгах точно не будет много: брать деньги под 15-18% годовых мало кому интересно, уверен генеральный директор УК «Теорема» Игорь Водопьянов. «Мы вообще не работаем с привлеченными деньгами после того, как 20 лет назад неудачно взяли кредит; все инвестиции осуществляем из собственных средств», — рассказал председатель правления группы компаний ЛДЦ МИБС Аркадий Столпнер, реализующий в Петербурге проект строительства первого в России центра протонной терапии. «Все наши объекты, включая и недавно открытый завод в Финляндии, и новую петербургскую площадку, мы строим на свои», — подтвердил общую тенденцию генеральный директор МБНПК «Цитомед» Александр Хромов.
В бой идут одни «старики»
Экономические параметры инвестпроектов настолько ухудшились, что только «на свои» и можно развивать бизнес, отметили собравшиеся. «Когда мы начинали 13 лет назад, рентабельность бизнеса нашего лечебно-диагностического центра составляла 80-90%, — говорит Аркадий Столпнер, — сейчас она составляет 8-10% без учета амортизации техники. Если такая ситуация в экономике затянется на 5 лет, нам будет не на что купить новое оборудование». «Окупаемость проекта Протонного центра, который мы осуществляем, составит 20 лет в лучшем случае, — продолжил Столпнер. — Однако мы строим этот бизнес на 30-50 лет вперед, и рассчитываем, что основная часть его жизни пройдет уже в других экономических условиях».
В российской фармацевтической промышленности сроки возврата вложений тоже весьма велики, рассказал Александр Хромов. «Вы не увидите бума инвестиций в отрасли, где проекты окупаются минимум за 7-10 лет от момента старта строительства предприятия, не считая длительного периода подготовки, — отметил он. — Кроме того, российские фармацевты производят кальки иностранных препаратов двадцатилетней давности». Отрасль с низкой долей инноваций не может иметь высокую инвестиционную привлекательность, считает Хромов. Как он добавил, «мы строим в петербургской ОЭЗ предприятие по химическому синтезу активных лекарственных форм, то есть и в России предпринимаются попытки выпуска новых оригинальных лекарств, но они пока — из разряда исключений».
«Те, кто уже вошли в проект, то есть инвесторы со стажем — как правило, собственники бизнеса — постараются завершить начатое, а новых инвесторов будет крайне мало», — обобщил тезисы собеседников генеральный директор ИК «ВЭБ Финанс» Сергей Ильченко. Сам он, впрочем, решился на запуск стартапа.
Пирамидные инвестиции
По словам Сергея Ильченко, нетрудно предсказать, какие сектора экономики будут получать инвестиции в ближайшие годы: те, что обеспечивают базовые потребности людей, лежащие в основании знаменитой пирамиды Маслоу. «Люди всегда предъявляют спрос на еду, жилье, лечение, теплую одежду, — говорит Сергей Ильченко. — Даже во время войны существовали четыре востребованных продукта: хлеб, спички, керосин, мыло». «Наш проект — это производство, в переносном смысле, четвертой позиции — мыла, а точнее — моющих средств» — добавил он.
С.Ильченко вложил средства в производство ПАВов (поверхностных активных веществ) по технологии, разработанной петербургскими учеными. ПАВы используются во всех моющих средствах, от шампуней до средств очистки индустриальных объектов, и являются биржевым товаром, который можно реализовать в любом объеме. Учитывая это обстоятельство и то, что петербургская разработка превосходит, по словам Ильченко, европейские аналоги, бизнесмен уверенно рассчитывает и на внутренний, и на экспортный (при текущем уровне курса рубля) рынок. Сейчас реализован пилотный проект — завод «СЗЛП» («Северо-Западные лаборатории и производство»), производящий до 20 тонн ПАВ ежемесячно, а вскоре СЗЛП планирует масштабировать проект в 50 раз, построив, с помощью привлеченных инвесторов, крупное предприятие.
Привлекательным объектом для инвестирования остается жилая недвижимость, полагает генеральный директор УК «Теорема» Игорь Водопьянов. «Недвижимость вблизи центра Петербурга через какое-то время, даже на фоне экономического спада, все равно будет стоить не менее 1500 долларов за квадратный метр, — рассуждает он. — Поэтому при цене объектов в 1000 долл. за кв. метр в центре города и 300-400 долл. на периферии эти объекты будут выкупаться». Как заметил Сергей Ильченко, этот пример служит подтверждением тезиса об инвестициях в базовые потребности — жилье к ним относится.
Нет места подвигам
Один из немногих секторов экономики, расположенных выше фундамента пирамиды Маслоу, куда продолжают приходить заметные средства — телекоммуникации. Тому есть несколько причин: во-первых, телеком-операторы не могут себе позволить технологического отставания от конкурентов, отметил директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Олег Телюков.
«Все помнят ситуацию 2008-2009 года, когда часть игроков сэкономили на инвестициях и потом об этом пожалели, поскольку те, кто вкладывал много, вырвались далеко вперед», — пояснил он. Во-вторых, инвестиции в телеком быстро возвращаются. По словам Телюкова, строительство новых базовых станций напрямую ведет к росту потребления услуг и получению конкурентных преимуществ. Чтобы сохранить привлекательность инвестиций в отрасль, операторы оптимизируют модели эксплуатации инфраструктуры — одной вышкой сейчас нередко пользуются несколько конкурирующих компаний. В случае Tele2 источником инвестиций являются средства крупных российских акционеров, с которыми у компании согласована долгосрочная инвестиционная программа.
Наконец, определенное инвестиционное оживление ожидается в отношении объектов, находящихся в залогах у банков, прогнозирует Игорь Водопьянов. «Поскольку просроченных кредитов — все больше, то на балансах банках копятся разнообразные, в том числе крупные, имущественные комплексы, — отмечает он. — Сейчас они находятся в замороженном состоянии, но со временем — очевидно, к концу года — придется принимать в их отношении какие-то решения».
«Да, объем имущества, переходящего банкам в качестве покрытия проблемной задолженности, растет, — подтвердил Илья Кокарев. — Но это не значит, что предстоит массовая распродажа активов. Скорее, банки заинтересованы передавать залоговое имущество в управление тем, кто сможет эффективно им распоряжаться». «Наверное, банки начнут вкладывать в эти объекты некоторые средства, чтобы имущество не лежало мертвым грузом. Однако ничего героического я не ожидаю», — уточнил Игорь Водопьянов, имея в виду скромный масштаб предстоящих инвестпроектов.
При наличии упавшего в цене имущества, подешевевшей (в валютном исчислении) рабочей силы и сырья, российская и в том числе петербургская экономика не получит в текущем году золотого дождя инвестиций, предполагает Сергей Ильченко. Он объясняет: отсутствуют твердые гарантии прав собственности. «Реализуя перспективный, хорошо просчитанный проект, я, тем не менее, беру на себя огромные риски. Ни один западный фонд прямых инвестиций на такие риски не пойдет, да и внутри страны смелых — не много». «Перспективные отрасли и проекты есть, деньги в России тоже есть, но чтобы оживить инвестиционный процесс, необходимы институциональные реформы», — резюмировал бизнесмен.
Беседа в ресторане «Палкинъ» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner. Партнером встречи выступили БФА Банк, компании Tele2 и World Class.