В Петербурге назвали главного потребителя человеческих ресурсов
В Петербурге высокотехнологичные компании — единственный сегмент, предъявляющий повышенный спрос на кадры и создающий новые рабочие места. Это порождает одну из главных проблем городской экономики — острый дефицит кадров, который пока не удается ликвидировать.
Драйвер спроса
По данным ассоциации софтверных компаний «Руссофт», ежегодно публикующей отчеты о состоянии сферы IT, в Петербурге все последние годы отмечается более высокая, чем в других регионах России, активность на рынке труда IT-специалистов. В IT-секторе Северной столицы меньше всего компаний, в которых нет открытых вакансий. В этой сфере выше показатель текучести кадров и наибольший процент работающих выпускников вузов. «По каждому из этих показателей Петербург отличается от России примерно на 10 пунктов», — утверждает президент «Руссофта» Валентин Макаров.
По данным HeadHunter за 2016 год, сфера «IT, телеком» занимает второе место (10,6% открытых вакансий) в структуре вакансий на рынке труда Санкт-Петербурга. Более высокий спрос на рабочую силу наблюдается только в сегменте «Продажи», на который приходится 20,9% вакансий.
С одной стороны, как считает В. Макаров, в силу специфики работы рекрутинговых агентств, их данные не дают объективной картины спроса. С другой стороны, то, что даже редкие обращения «айтишников» к рекрутерам вывели этот сектор на второе место в структуре вакансий, верно указывает на два обстоятельства, отличающих Петербург от других регионов России.
Во-первых, IT сейчас — главный, как считает эксперт, драйвер спроса на специалистов в сфере высоких технологий. «Конечно, в таком крупном городе, как Петербург, основной объем спроса приходится на малоквалифицированных работников — разного рода торговых менеджеров, рабочих. Но в отраслях с более или менее сложными технологиями новая экономика, а особенно сфера IT, — основной создатель новых рабочих мест. Также IT лидирует и по количеству запросов от соискателей», — утверждает президент «Руссофта».
Во-вторых, «в сфере IT огромный дефицит кадров», утверждает В. Макаров, причем этот дефицит растет.
Дефицитный рынок
В Петербурге, как считает глава «Руссофт», дефицит острее, чем по России в целом, поскольку здесь более сильная ориентация на экспорт, расширение которого требует новых кадров. Мнение эксперта подтверждается объективными данными, в частности, наблюдающимся в последние годы уменьшением «индекса HeadHunter» (количества резюме на 1 вакансию) — с 4,7 в начале 2015 года до 3,2 в начале 2017 года. «Из десяти заявок (резюме) как правило только одна соответствует требованиям работодателя», — констатирует В. Макаров, поясняя, почему даже трехкратное превышение числа резюме над числом вакансий на практике означает дефицит рабочей силы. HeadHunter оценивает комфортное для работодателей значение индекса на уровне 5-6.
По словам В. Макарова, этот дефицит обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, девальвация рубля серьезно повысила конкурентоспособность российских разработчиков на мировом рынке IT. Начал расти не только денежный, но и физический объем заказов российским программистам и, соответственно, потребность в специалистах. Второй фактор — усиливающаяся конвергенция IT с инновационными технологиями в других отраслях.
На это косвенно указывает динамика роста заказов агентства HeadHunter. Так, уже в 2014 году (до девальвации рубля, которая произошла в конце года) прирост вакансий инженеров-программистов по профессиональной области «Производство» составил 70%.
Ставка на молодежь
Еще одна особенность Петербурга — гораздо большая, чем в других регионах, ориентация IT-компаний на молодежь. В 2015 году недавних студентов в Петербурге нанимали 53% продуктовых компаний и 63% сервисных, разрабатывающих ПО для производителей конечного продукта.
«Средний возраст сотрудников всех IT-компаний — около 30 лет. Молодых специалистов можно быстро обучить. Они быстро включаются», — говорит В. Макаров. Аналогичный тренд заметили в «КОРУС Консалтинг»: в 2016 году 35% новых сотрудников компания приняла из вузов, а также с собственных курсов подготовки и переподготовки кадров.
Ориентироваться на выпускников вузов IT-компании побуждает объективное обстоятельство — энергично растущий в последние годы бизнес и потребность расширения штатов на фоне дефицита готовых специалистов на рынке труда.
Среди мигрантов из стран СНГ таких специалистов крайне мало. По данным «Руссофта», менее 1,7% принятых на работу в Петербурге в 2015 году программистов приехали из ближнего зарубежья. Специалисты из других стран работать в России не стремятся.
При этом некоторые эксперты отмечают обратную тенденцию. Так, по мнению генерального директора компании Profgallery.ru Елены Коваленко, «экспорт мозгов» является важным фактором усиления дефицита кадров в IT. «Российские сотрудники с удовольствием принимают предложения о работе в международных компаниях, часто даже рассматривая возможность релокации в Европу или США. Искушенные более привлекательными условиями трудоустройства за рубежом, нередко уезжают не то что единичные программисты и разработчики, но и целые российские команды», — утверждает Е. Коваленко. По данным «Руссофта» причиной кадрового «голода» 14% IT-компаний стал отъезд специалистов за рубеж.
Учат не тому
В этих условиях компании IT-сектора предъявляют повышенные требования к качеству подготовки молодых специалистов в вузах. Пока работодателей качество подготовки категорически не устраивает.
О дефектах системы высшего образования говорили участники одной из дискуссий РБК Петербург на данную тему. «Среди выпускников много специалистов в кавычках, которых использовать нельзя, — высказывал мнение большинства выступавших гендиректор Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслав Нестеров. — Те цифры, которые мы слышим от чиновников — что столько-то «айтишников» получили дипломы, ни о чем не говорят. Нужно понять, сколько среди этих специалистов людей, которые реально могут работать. Есть люди, которые получили дипломы, но даже не пытаются работать по специальности — они понимают, что не соответствуют требованиям».
Главной причиной неадекватности системы вузовского образования потребностям современной экономики работодатели называют стремление вузов успеть за быстрыми технологическими изменениями и подготовить узких специалистов.
Из-за этого университеты забывают о главной потребности работодателей — получать специалистов с качественным базовым образованием. Для преодоления этого дефекта, считают работодатели, нужно перераспределить функции между бизнесом и университетами: компании должны готовить узких специалистов, а вузы — давать базовое образование с акцентом на практические занятия.