Лучшие - в опасности: петербургский лицей возглавил школьный ТОП-500
Петербургский физико-математический лицей № 239 занял первое место в общероссийском перечне 500 лучших школ, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году. Рейтинг был подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. Петербургские чиновники в этой связи рапортуют, что с каждым годом образовательных учреждений Северной столицы в списке сильнейших становится все больше. Эксперты, между тем, напоминают, что сегодня самые яркие школы, как правило, становятся первыми жертвами административного давления.
«Рейтинг этого года основан на результатах экзаменов в 9-х классах, а также выступлениях учеников школ на олимпиадах, — приводит ТАСС слова главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова. — Результаты ЕГЭ в этом году не учитываются, чтобы расширить контингент школьников, успехи которых анализируются».
Помимо лицея № 239, в топ-500 попали еще 20 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, уточняет комитет по образованию Смольного. «По количеству школ, попавших в топ-500, наш город занял второе место в России, уступив лидерство только Москве. При этом надо отметить, что образовательных учреждений из Петербурга в списке сильнейших становится больше — если в прошлом году их было 19, то в этом — уже 21. Особо отмечу, что в рейтинг попали школы из самых разных районов города...», — отметила председатель комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.
Список учреждений образования Санкт-Петербурга, включенных в перечень 500 лучших образовательных организаций можно посмотреть здесь.
В топ-5 (помимо петербургского лицея) также вошли Республиканский лицей для одаренных детей (Саранк), ГБОУ Центр образования 57 (Москва), Школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал» (Москва) и Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени Колмогорова МГУ имени Ломоносова (Москва).
В прошлом году в пятерку лидеров рейтинга попали ГБОУ Лицей 1535 (Москва), Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени Колмогорова МГУ имени Ломоносова (Москва), Президентский физико-математический лицей № 239 (Петербург), Специализированный учебно-научный центр НГУ (Новосибирск) и ГБОУ Центр образования 57 (Москва).
Ранее старший методист лицея «Физико-техническая школа» Академического университета РАН, Валерий Рыжик, более 50 лет преподававший математику, в том числе, в петербургской физико-математической школе № 239, говорил в беседе с РБК Петербург, что, несмотря на успехи отдельных учреждений, в среднем школьное образование в российской школе деградирует. «Школа не развивает интеллект детей. Отсюда многие проблемы, такие, как неспособность учеников решать простейшие задачи, требующие не столько знания математики, сколько более или менее развитого интеллекта», — отмечал он. По мнению В.Рыжика, отчасти причина сложившейся ситуации — образовательная политика властей. «Учителям просто некогда об этом думать. Они перегружены и завалены бумажной работой, которую на них навесили чиновники», — говорил он.
Другой известный педагог Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», обращал внимание на то, что самые яркие и лучшие школы, как правило, становятся первыми жертвами административного давления. В качестве примера он привел Школу-интернат среднего общего образования «Интеллектуал» (попала в пятерку лучших школ по версии Минобрнауки). Эксперт, в частности, напомнил, что в прошлом году школе было втрое урезано финансирование, а в конце сентября Департаментом образования Москвы был подписан приказ о ее слиянии с соседней гимназией № 1588. В середине октября 2014 года сотрудники школы, не согласные с этим, вышли на митинг.
Виной тому — новый закон об образовании, говорит эксперт. «Закон разделил финансирование школ на две части: оплата образовательной программы по реализации федерального государственного образовательного стандарта и оплата всего того, что не входит в этот стандарт. А это присмотр, уход, включая продленку, и другие неотъемлемые моменты образовательного процесса. К сожалению, Минобрнауки «проспало» этот период: недостаточно ни подзаконных актов, ни разъяснений, ни модельных методик, ни программ повышения квалификации кадров», — пояснил он. В результате почти все образовательные учреждения столкнулись с тем, что деньги были выделены только на образовательную программу. «И это следствие исключительно бюрократической неповоротливости министерства», — говорит он.
«В образовательной сфере идут сразу два процесса — реформа и контрреформа. С одной стороны, декларируется свобода и самостоятельность школ, многообразие программ и образовательных возможностей, поддержка инноваций в образовании. Это прописано и в стандартах, и в новом законе. С другой стороны, идет параллельный процесс унификации учебников и образовательных программ, а многих сильных директоров вытесняют из образовательного процесса...В итоге уровень управляемости системы крайне низок, уровень бюрократической отчетности постоянно растет вместе с усилением проверок и угроз...Административное давление возрастает, и самостоятельность школ падает. Яркие школы, имеющие свое неповторимое лицо, такие как «Интеллектуал», становятся первыми жертвами», — отмечал он.
Можно предположить, что под давлением обстоятельств российское школьное образование будет дрейфовать в сторону советской модели, отмечает А.Адамский. При этом эксперт отмечает, что международные исследования фиксируют высокий уровень образования там, где государство минимально вмешивается в работу учителя (это и Финляндия, и ряд скандинавских стран). И наоборот, крайне низкий уровень образования наблюдается там, где государство тотально регулирует деятельность учителя и учебную литературу (например, в Сербии). «Повышение качества образования и самостоятельность учителя и школы связаны напрямую. Чем выше самостоятельность, тем выше качество. Чем выше зарегулированность, тем ниже вариативность и качество образования», — добавляет он.