Банкиры рассказали, каких сотрудников они собираются увольнять
Недавно глава «Сбербанка» Герман Греф объявил о намерении сократить 45 тыс. сотрудников к 2025 году. Аналогичные планы имеют и другие банкиры, объясняя это растущим уровнем автоматизации банковского сервиса, который в разы уменьшает потребность в людях. Однако некоторые задачи перепоручить компьютерам не удастся. Поговорив с участниками рынка, РБК Петербург выяснил, как будут меняться требования к сотрудникам финансовых организаций и какие штатные единицы пойдут «под нож» в первую очередь.
Евгений Лотвинов, председатель правления банка «Александровский»:
«После смены акционеров банк сократил около 30% штата. На наш взгляд, кадровая политика банка ранее была нерациональной. В частности, мы перевели филиалы в Мурманске и в Лодейном поле в статус дополнительных офисов. Службу инкассации передали на аутсорсинг.
Думаю, в целом банки и в дальнейшем будут сокращать персонал. В банковском бизнесе считается, что один человек стоит один миллион рублей в год, включая зарплату, отчисления в фонды, рабочее место, квадратные метры. Если человек вручную делает то, что может делать система, то выбор будет в пользу автоматизации. Кроме того, сейчас рынок труда перенасыщен кадрами. Банковским специалистам трудно устроиться и претендовать на прежнюю заработную плату в связи с тем, что количество банков сокращается».
Сергей Гирдин, председатель совета директоров «Невского банка»:
«Мы одновременно оптимизируем персонал и наращиваем общую численность сотрудников. Сейчас у нас работает порядка 300 человек, доведем эту цифру примерно до 400. Однако это вовсе не означает, что новые кадры — это приход одних вместо других. Часть штатных единиц исчезнет, часть будет передана на аутсорсинг. В нашем случае, рост численности сотрудников — это следствие экспансии в регионы — в Москву, Самару.
Если крупные банки сейчас стремительно уменьшают численность сотрудников, то для небольших банков сокращение персонала — не самоцель. Небольшие банки всегда работают под конкретную насущную задачу. Например, если стоит задача улучшить IT, то возможно придётся увеличить соответствующий персонал. Правда, вследствие развития IT-систем другой персонал (например, операционистов) можно будет сократить без потери качества обслуживания».
Марис Манчинскис, главный исполнительный директор банка «Санкт-Петербург»:
«Сейчас у нас в банке работает порядка 4 тыс. человек. При этом у нас нет цели сократить количество людей. Любой банк всегда смотрит на эффективность выполнения той или иной функции, и в принципе наша цель — минимизировать применение человеческого труда. Мы заинтересованы в уменьшении объемов ручного труда и при этом в увеличении объемов продаж наших продуктов, улучшении удобства обслуживания физических лиц и малого бизнеса при проведении каких-либо каждодневых транзакций».
Ярослав Алексеев, председатель правления банка «Прайм Финанс»:
«Для нас период оптимизации штата уже позади. Мы работаем преимущественно с корпоративными клиентами. А работа с ними требует большего числа сотрудников, поскольку в этом сегменте неприменимы те методы автоматизации банковских операций, которые работают для рынка потребительского кредитования. Да и при работе с физлицами (мы сейчас выходим на этот рынок) возможности по оптимизации штата ограничены. Да, IT-технологии на рынке физлиц позволяют в значительной степени уменьшить число, например, андеррайтеров. Но штат тех же продавцов в любом случае будет расти.
Дело в том, что традиционную рекламу уже никто не читает и не смотрит. Поэтому, кстати, многие стали прибегать к грязным рекламным приемам, таким как девочки в купальниках в рекламе банковских услуг. Прямой контакт с клиентом через продавцов остается по сути, основным средством коммуникации с аудиторией. Чтобы увеличивать клиентуру, этот канал придется расширять».