Беспилотники готовы выехать на улицы российских городов
Компания Waymo (проект Google) на днях начала тесты машин с автоматическим управлением без испытателя-оператора на водительском месте. Испытания по новой схеме стартовали в американском городе Чандлер (штат Аризона) на ограниченной территории в 100 квадратных миль. При этом оператор по-прежнему находится в салоне беспилотника, однако уже сидит не за рулем, а за водительским сиденьем. Предполагается, что в 2018 году в Калифорнии разрешат проводить тесты машин с автоматическим управлением, у которых не будет руля, педалей, внешних зеркал и водителей-операторов в салоне. РБК Петербург спросил у экспертов, когда беспилотные автомобили появятся на улицах Петербурга и готов ли город принять роботов на колесах.
Роман Усатов-Ширяев, генеральный директор группы компаний Robotikum:
«В России одно из главных препятствий массовому внедрению беспилотного транспорта – практически полное отсутствие инфраструктуры для тестирования таких систем. Площадок, на которых можно тестировать беспилотные системы, не так много и в других странах, но в России их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Полигоны – ключевое звено в этой истории. Любая технология, как бы хорошо она не была просчитана в виртуальной среде, должна быть отработана на полигоне. Это как в фильме «Такси»: комиссар полиции никак не может сдать на права, хотя он лучший в гонках на компьютере. Так и здесь: роль натурных испытаний очень велика.
Отдельный этап – тестирование беспилотников в условиях города. И это тоже требует развитой специализированной инфраструктуры. Ведь использование таких систем в городе связано не столько с самим движением, сколько с техническими моментами. Если закончилось топливо – кто должен заправить этот автомобиль? Что делать, если он сломался?
Поэтому пилотные зоны в первую очередь возникнут в так называемых «умных городах». Такие проекты уже есть в Арабских эмиратах, в Индии. В пятилетнем горизонте внедрение беспилотников вполне возможно, но это не будет массовое внедрение – скорее точечные проекты. В существующих жилых массивах беспилотники будут пугаться людей, которые, в свою очередь, будут пугаться беспилотников».
Ольга Ускова, президент ГК Cognitive Technologies:
«Беспилотные автомобили нескольких российских компаний, в том числе нашей, готовы выехать на улицы города для тестовых испытаний — они уже успешно прошли тесты на закрытых территориях. Есть модели и для грузовых флотов, и для пассажирских перевозок. Это автомобили разного производства — в основном, зарубежного — с российским искусственным интеллектом, и они адаптированы под проблемы российских дорог.
Наша компания считает, что делать модели для дорог будущего — бессмысленно, поэтому создаются решения для тех дорог, которые есть сегодня.
Соответственно, специфическая дорожная инфраструктура российского города не является препятствием, единственное препятствие — юридическое. Законодательство в этой области относится к очень древним временам, и в его рамках любое тестовое испытание беспилотного автотранспортного средства за пределами закрытой территории будет незаконным. Пока все наши обращения в комитеты Госдумы не привели к результатам, процесс юридических изменений даже не стартовал. Это очень сильно тормозит развитие внутреннего рынка: чтобы финализировать технологии, необходимо сейчас перейти к испытаниям на улицах».