Бизнес о городе: власти готовят взрыв тарифов
Юнис Теймурханлы, владелец Swisscenter Group и генеральный директор отеля «Гельвеция»:
«Сегодня президент Владимир Путин поручил разобраться с динамическим тарифом в авиакомпаниях. Поводом стал доклад главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, который заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса. По мнению Артемьева, работа алгоритма таких систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков.
В начале восьмидесятых годов прошлого века американские авиакомпании перешли от плоского метода ценообразования к методу YM (Yield Management, по-русски «Управление доходом») — системе гибких цен и тарифных планов. Или как сейчас принято его называть — динамический тариф. Этот метод сразу вызвал всплеск активности в сфере авиаперевозок. Он стал идеальным решением проблемы баланса спроса и предложения, предложив дифференцированное ценообразование и системный контроль для каждой ценовой категории потребителя.
От внедрения новинки выиграли все участники рынка. Те же, кто не внедрил этот метод или ждал долго — просто ушли. Позже динамический тариф стал уверенно внедряться и в другие области. Сферы бизнеса, в которых применяется этот метод, имеют общую черту. Стоимость их услуги или продукции обнуляется после даты производства. К примеру, все свободные места в самолете, не сданные в аренду автомобили или пустующие номера в гостинице имеют нулевую чистую стоимость после определенной даты. Основная идея этого метода — менять цены в зависимости от спроса. Чем выше спрос — тем выше цена. И наоборот.
Такой подход соответствует традиционной модели поведения потребителей. К примеру, в гостиницах, гости, бронирующие номера в последний момент или достаточно близко к дате заезда, гораздо менее чувствительны к цене, чем те, кто бронируют номера заблаговременно. Они имеют больше возможности для сравнения и выбора отеля.
Динамический тариф — это зеркало, которое отражает баланс спроса и предложения. И позволяет участникам процесса быстро реагировать на его изменение. И, главное, он дает возможность потребителю получить услугу по гораздо более низкой стоимости — при сохранении того же качества. Это взаимовыгодная форма общения между потребителем и продавцом. Сейчас на динамическом тарифе работают не только авиакомпании, а практически все отели. С развитием интернета на нее перешла практически вся сфера услуг.
Динамический тариф в гостиницах по сути управляет системой скидок на номера, а не повышает цены. Ведь в любой гостинице существуют официально опубликованные (максимальные) цены на текущий год. Они разбиты по периодам года и по категориям номеров. Благодаря системе динамического ценообразования отельеры либо вводят скидку на определенные периоды и даты — снижая цену и повышая загрузку, либо наоборот — обнуляют скидку. Таким образом услуга становится мгновенно доступной гораздо большему количеству потребителю. А отель лучше загружает свои номера.
Вопреки представлениям ФАС, динамический тариф применяют как раз в высоко конкурентных сферах, таких как — авиаперевозки, гостиничный бизнес, аренда автомобилей или жилья, службы такси. Иначе нет смысла снижать цены. Кстати, дешевые ныне онлайн услуги такси (Uber, Gett, Yandex) появились именно с развитием интернета, электронной коммерции и под влиянием системы динамического тарифа.
Пытаться регулировать этот процесс искусственно практически невозможно. А главное — опасно. И точно не в интересах потребителей. Ведь это приведет к открытию ящика Пандоры. И спровоцирует ценовой взрыв и хаос не только на рынке авиаперевозок, но на гостиничном рынке, рынке аренды жилья, автомобилей и услуг такси».
Точка зрения эксперта может не совпадать с мнением редакции.