Дело искусствоведа Е.Баснер дошло до суда
Как сообщается на сайте Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу, Е.Баснер обвиняют в мошенничестве (ч.4 ст.159 Уголовного кодекса РФ) по факту продажи поддельной картины известного художника Бориса Григорьева.
Дело было возбуждено еще в 2012 году. Истцом выступил коллекционер Андрей Васильев, который в 2009 году приобрел картину под названием «В ресторане» за 7,5 млн руб. Ее авторство приписывалось знаменитому русскому художнику начала XX века Борису Григорьеву.
О том, что купленная работа является копией, коллекционер узнал только через два года, после экспертиз, проведенных независимо друг от друга специалистами Русского музея и московского Экспертного центра имени Грабаря.
Обманутый коллекционер инициировал серию судебных разбирательств - в результате было возбуждено уголовное дело по факту крупного мошенничества. Причем основные претензии Васильев предъявил Русскому музею, где, по его версии, была изготовлена приобретенная им копия картины. Пресс-служба музея опровергла это обвинение.
По одной из версий, экспертиза картины до сделки не проводилась, потому что за ней стояла Е.Баснер - якобы из-за высокого авторитета эксперта коллекционер не счел необходимым тратиться на профессиональную экспертизу. По словам заместителя директора по научной работе Русского музея Евгении Петровой, в данной ситуации Е.Баснер выступала как частное лицо: музей к сделке отношения не имел.
По версии же следствия, Е.Баснер намеренно ввела покупателя в заблуждение относительно подлинности картины. В результате она якобы получила 250 тыс. долл.
Стоит отметить, что, по данным «Российской газеты», искусствовед является автором запатентованного метода определения подделок живописи. «В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний, то есть до Хиросимы, на полотнах не было «изотопов», которые появились после 1945 года. По их наличию теперь можно определять, когда было создано полотно - до 1945 года или после него», - пишет газета.
Защитники Е.Баснер вообще считают следственную историю абсурдной. «Елена Вениаминовна входит в число наиболее известных и уважаемых знатоков русского искусства; ее труды по истории русского авангарда без преувеличения можно назвать эталонными. Однако Елена Вениаминовна Баснер заслужила безграничное уважение коллег не только научными изысканиями, но и своей честностью и принципиальностью в экспертном сообществе», - пишут они в преамбуле к петиции в ее защиту.
Искусствовед Ирина Вакар, в свою очередь, говорила ранее в эфире телеканала «Дождь»: «Я думаю, что то, в чем ее обвиняют, то есть в содействии в изготовлении фальшивой картины, совершенно нереальное обвинение. Мне кажется, даже довольно абсурдное. Но, может быть, это ошибка эксперта, на которую, вообще говоря, он имеет право...Заведомо ложная экспертиза, когда эксперт знает, что эта вещь, например, изготовлена вчера его знакомым. Другое дело, если он увлечен, или под влиянием какого-то эмоционального восприятия (может быть, неправильного) он не проверяет провенанс картины, не проверяет ее возраст, не сравнивает с известными образцами, тем более, если это, предположим, варианты одной и той же композиции. Тогда он, конечно, виноват, но это не сознательный обман, это экспертная ошибка».
Дело, между тем, уже направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Затем оно поступит в суд.
Алена Рангаева, Роман Кизыма