Торговые комплексы Петербурга заполняются пустотой
Объем вакантных площадей в торговых комплексах Петербурга продолжает расти. Такое наблюдение сделали эксперты JLL. По их данным, доля вакансии только за первый квартал 2016 года в среднем увеличилась с 5,9% до 6,4%.
Такого значительного прироста не было с конца 2013 года. Однако если два года назад доля свободной площади росла в основном за счет ввода новых торговых комплексов (за четвертый квартал 2013 года их было открыто несколько), то теперь ситуация принципиально иная. С января по март 2016 года в Петербурге не появилось ни одного нового торгового центра. По мнению экспертов, это говорит о том, что место освобождается исключительно за счет ухода арендаторов из действующих объектов.
Для владельцев ТРК и управляющих компаний ситуация осложняется тем, что теперь освобождающиеся площади с трудом находят новых арендаторов. По данным JLL, общая площадь закрытых за первые три месяца 2016 года магазинов на 17% превысила площадь открытых за тот же период торговых точек. Наибольший объем закрытий наблюдался в сегментах одежды, аксессуаров и детских товаров. Новые магазины, в основном, открывались в сегментах красота и здоровье, товары для дома, книги и подарки.
Дефицит арендаторов усиливается из-за обострения конкуренции между торговыми комплексами. Как отметили аналитики JLL, наиболее значительный прирост вакантных площадей в последние три месяца наблюдался в районах Петербурга, перенасыщенных торговой площадью. Так, в северной части города (в основном за счет ТРК Приморского района) прирост вакансии оказался наиболее значительным — с 5,5 до 6,6%.
«Наличие большого числа объектов в этой части города предоставляет потребителям богатый выбор, и они могут предпочесть посещение торгового центра с более широким спектром товаров и услуг. Как следствие, менее успешные ТЦ все больше испытывают сложности с привлечением покупателей в свой комплекс и в результате теряют арендаторов», - комментирует ситуацию руководитель отдела исследований JLL в Петербурге Владислав Фадеев.
Показательно, что, несмотря на отток арендаторов, объем торговых площадей в Петербурге будет увеличиваться. В 2016 году в городе откроются два новых торговых центра («Охта Молл» и вторая очередь ТЦ «Порт Находка») совокупной площадью 88,9 тыс. кв. м. Это в два раза больше, чем было введено в 2015 году.