От киоска до гипермаркета: чем опасна «война» с магазинами
В Совете Федерации предложили дать региональным властям право ограничивать время работы крупных магазинов. Такую поправку парламентарии внесли к законопроекту сенатора Сергея Лисовского, который ранее предложил ограничить работу крупных магазинов по ночам и работу гипермаркетов в выходные дни, чтобы помочь малым магазинам с одной или двумя кассами и повысить конкурентоспособность малой торговли.
РБК Петербург собрал мнения экспертов и чиновников о том, к чему может привести предложение сенатора Лисовского.
«Я за то, чтобы людям было удобно. Мне все равно, «у дома» магазин или нет, нужно ориентироваться на потребительские предпочтения. Если людям удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно — лучше, чтобы он был открыт круглосуточно».
Глава АКОРТа заявил, что помощь малому бизнесу, оказываемая в виде административных запретов, неэффективна. Ее логичнее было бы оказывать снижением налогов и цен на аренду, а также созданием оптовой базы для закупки товаров. «Как экономист я не понимаю логику инициаторов в условиях, когда ретейл и так падает. Зачем его еще нужно подтолкнуть?» — подчеркнул он.
Представитель антимонопольного ведомства отметил, что лучше «создать конкурентную среду» и «не ограничивать власть розничных сетей». Необходимо «усиливать власть мелкоформатной торговли», подчеркнул Кашеваров. При этом он подтвердил, что экспансия крупных торговых сетей может угрожать малому бизнесу, «съедая» магазины шаговой доступности».
Представитель Минпромторга сообщил, что министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные». Он отметил, что подобная практика действительно существует в некоторых странах, например в Германии, но с каждым годом этот запрет ослабляется. «Самое главное — в странах Запада и Азии очень широко развита несетевая розница, которая в России зачастую подавляется административно. Да и сама торговля развита гораздо больше, чем в России — она как минимум в два раза отстает от стран Европы и Северной Америки по числу магазинов. Поэтому нужно не вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли — ярмарки, рынки, нестационарную и мобильную торговлю. Нельзя одной рукой зажимать малые форматы, а другой пытаться как-то ограничить сети».
«Потребитель видит, как чиновники и политики пользуются полученной от государства доверенностью: сначала запретили покупать пиво и сигареты в киосках, потом эти самые киоски начали убирать (и не только в Москве), затем ковш оказался занесен над иностранными интернет-магазинами, и вот дошла очередь и до гипермаркетов.
Разделяя позицию граждан-скептиков, мы все же не думаем, что там, где потерял потребитель, непременно выиграл производитель или какая-то значимая группа...Ограничение часов работы супермаркетов мотивируется интересами малого бизнеса. Однако, смеем предположить, реальный жизненный интерес большинства малых предпринимателей, к числу которых принадлежат и авторы статьи, вовсе не в том, чтобы кто-то устранил конкурентов. Малый торговый бизнес меньше всего страдает от работы «Ашана» в ночную смену. Малые торговые форматы сносят повсеместно, и едва ли бывшие предприниматели продолжают интересоваться часами работы бывших коллег из крупного ретейла. Для малого бизнеса сравнение власти потребителей и власти политиков оказалось не в пользу последних: потребители хотя и не всегда на словах, зато на деле поддерживали развитие всех торговых форматов».
«Сможет ли закрытие гипермаркетов по воскресеньям заставить покупателей ходить в магазины «у дома»? Я в этом сильно сомневаюсь...Потребитель будет ездить в те же гипермаркеты, но в неудобное для себя время. Формат гипермаркетов потребитель выбирает благодаря низким ценам, широкому ассортименту, большому количеству спецпредложений и скидок. Мелкорозничная торговля не в состоянии конкурировать с гипермаркетами по данным параметрам. Также не стоит забывать, что выручка в выходные дни зачастую достигает 50-60% от недельной выручки. Ограничение графика работы сократит оборот, а значит и налоговые выплаты ретейлеров в бюджет. Кто считает экономические последствия таких «благих решений»?».
«На первый взгляд, мы можем ожидать падения продаж, поскольку гипермаркеты — это один из основных каналов сбыта для нашего производства. Я сомневаюсь, что воскресный поток покупателей перетечет в небольшие магазины «у дома» формата 24 часа».
«С точки зрения эффективности, это запоздалая мера, поскольку весь малый бизнес уже убили и защищать теперь некого. Это обернется только неудобством для покупателей. Если эти ограничения все же примут, то магазины вынуждены будут поднимать наценку, чтобы отбить затраты на меньших оборотах. Скорее всего это приведет к росту цен. Потребитель в этом случае проиграет дважды — цены вырастут, а покупать будет крайне неудобно. Повторится ситуация с алкоголем: купить можно будет не когда надо, а когда укажут и не в тех местах, где хочется».