Сидим дома: почему петербуржцы не ходят на публичные события?
«В Петербурге какие-либо события — кинопоказы, спектакли, фестивали, концерты — постоянно посещает 5% жителей, в то время как в Хельсинки — 50%», — констатировал генеральный директор компании «Светлая музыка», организатор фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк. По количеству и качеству проводимых событий город не входит в число европейских лидеров, согласились с ним участники дискуссии «Рынок впечатлений», организованной РБК в рамках делового дискуссионного клуба Winner. Собеседники представляли разные сегменты индустрии событий, и в итоге обсуждения решили интегрировать усилия. «Пора объединяться, время пришло», — заметила, в частности, руководитель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.
Событийный вакуум
Рынок событий — не украшение, а стратегическая отрасль для Петербурга, отметила Елена Кром, руководитель проекта «Будущий Петербург». Яркие события становятся магнитом для туристов и для новых жителей. Города, в которых скучно, проигрывают конкуренцию за людей. Поэтому важно определить, в какой точке сейчас находится петербургская «индустрия впечатлений».
В точке, далекой от желаемого уровня, так считает большинство игроков этого рынка. «В рейтинге Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) в 2015 году Россия занимает только 40 место среди ведущих стан по проведению конференций и конгрессов; среди ведущих конгрессных городов мира Москва стоит на 76-м месте, а Санкт-Петербург — на 80-м, пропустив вперед лидеров отрасли — Париж, Мадрид и Вену, — отметила руководитель направления DMC РЕСТЭК EVENTS Татьяна Лихачева. Это, с одной стороны, говорит о значительном потенциале, а, с другой — о проблемах. Одна из проблем — в том, что Петербургу пока сложно конкурировать с другими европейскими центрами по уровню международных конгрессов и форумов, считает эксперт.
На концертном рынке Петербург — тоже не законодатель мод. «В свое время мы провели фестиваль «Рок над Волгой», собравший почти 700 тысяч зрителей. В Петербурге никогда еще не было таких масштабных музыкальных событий», — сказал президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин.
«Российский лидер в этой области — безусловно, Москва, но даже в Екатеринбурге сейчас происходит больше заметных событий, чем в нашем городе», — продолжил он. «В Петербурге — огромный событийный вакуум, — согласился Артем Балаев, генеральный продюсер международной недели моды Aurora Fashion Week и фестиваля «О, да! Еда!». — В Москве каждые выходные проходит музыкальный фестиваль с известными исполнителями и 2-3 фестиваля еды. В нашем городе есть единственный гастрономический фестиваль, который делаем мы, и 3-5 за год действительно популярных фестивалей современной музыки».
За пределами классики
«Нельзя измерять уровень событий их количеством и массовостью, — возразил собеседникам исполнительный продюсер Международного культурного проекта «День России в мире — Russian Day», руководитель хора им. А.В. Свешникова Александр Саргиджян. — Концерты и фестивали, проводимые в Петербурге, удовлетворят самого взыскательного слушателя. Качество того, что проводится в Москве каждые выходные, — совсем иное. Для меня, как продюсера, главными критериями выбора того или иного проекта являются его художественная ценность и состав исполнителей. Репутация площадок, на которых проводится событие, также имеют значение. Если поставить задачу заполнить культурными мероприятиями весь Петербург, то этими критериями придется пренебречь».
Его собеседники подтвердили: проекты в области классического искусства — «Фестиваль балета Мариинского театра», «Опера всем», «Dance Open» и ряд других — сильное место Петербурга. «У нас есть «Эрмитаж» и «Русский музей», и также есть классические фестивали. Но этого мало для того, чтобы быть интересным городом», — считает Артем Балаев.
«Пока туристы приезжают только на бренды «Эрмитажа» и Мариинского театра, Петербург останется городом разовых посещений. Чтобы гости хотели сюда возвращаться, необходимо формировать яркие продукты в области современной культуры», — добавил он.
Впрочем, разреженная событийная среда — не только туристическая проблема. «Нужно думать о том, как вытащить из спальных районов и привести на мероприятия своих жителей, — полагает Михаил Шурыгин. — Как ни расширяйте сегмент классических событий, его аудитория ограничена. А за пределами классического искусства я не вижу в Петербурге ни одного события, сделанного не для галочки».
Рынок не для галочки
Илья Бортнюк сослался на опыт Хельсинки, где «простые удовольствия для горожан поставлены на высокий уровень — есть, например, «Хельсинки фестиваль», который представляет и классическую музыку, и современную, и визуальные искусства, и театр. Нашим общегородским событиям до него очень далеко».
Как заметили участники дискуссии, в каждом районе Петербурга периодически проходят праздники для народа, когда на старых сценах кто-то поет под фонограмму, — они нужны только для того, чтобы районные чиновники могли отчитаться о проделанной работе. При таком формальном подходе, не удивительно, что горожане предпочитают проводить досуг дома. «Качество праздника определяется его бюджетом, а бюджеты городских праздников определяет городская власть, — пояснил генеральный директор компании Euroshow Promoter Константин Жмуро. — Организаторы не могут позвать «звезду» первой величины на мероприятие с небольшим бюджетом — в этом случае «звезда» там будет выступать одна, а программа рассчитана на целый день».
«Экономические причины — не единственное объяснение разрыва по уровню проводимых событий между Петербургом и тем же Хельсинки, — считает Илья Бортнюк. — Важен еще принцип организации этой индустрии: в западноевропейских городах власть поддерживает удачные частные инициативы, и крупные городские фестивали вырастают из небольших проектов. У нас превалирует консервативный подход, так что новые инициативы проходят с трудом». «При более тесном сотрудничестве между креативными индустриями и городом выиграют обе стороны», — добавил он. «Даже только пять процентов населения, постоянно посещающих публичные мероприятия, в случае Петербурга — это огромный рынок, — заметил исполнительный директор Многофункционального комплекса «Лахта Центр» Александр Бобков. — Его стоит развивать не только в рамках госзаказа, и не только в центре города».
Духовную пищу — голодным окраинам
Важная проблема рынка событий для «местных» — его географическая централизация: вся духовная пища раздается неподалеку от Эрмитажа. «Мой фестиваль дважды приглашали на День города в Москве, поскольку праздник был распределен по 350 площадкам, в том числе далеким от центра, — рассказал Илья Бортнюк. — День города в Петербурге — это по-прежнему преимущественно Дворцовая площадь». Правда, прогресс все-таки наметился — география проходящих в Петербурге фестивалей и праздников постепенно расширяется.
«Сейчас ЦПКиО — парк номер один в городе по количеству и уровню проводимых событий, а номер два — это Парк 300-летия Петербурга», — отметил Михаил Шурыгин. Фестиваль «Вконтакте», проходивший в Парке 300-летия, собрал несколько десятков тысяч горожан, несмотря на удаленное от центра расположение этой площадки, — согласился Артем Балаев. «К парку 300-летия примыкает большой густонаселенный район, в котором нет социального жилья, там все люди самостоятельно приобрели свою недвижимость в последние десять-пятнадцать лет, — продолжил тему Александр Бобков. — Социальный состав жителей в этом районе — благополучнее, чем в центре. Это активная платежеспособная аудитория, явно недооцененная игроками индустрии впечатлений». По его словам, север Петербурга — потенциально второй, после исторических районов, городской центр событий. В свою очередь, строящийся здесь «Лахта Центр» — второй, после Парка 300-летия, потенциальный центр притяжения «северян».
Праздник круглый год
Когда можно будет сказать, что Петербург стал событийным центром европейского уровня? «Как только мы увидим заметный приток приезжающих в наш город, не только за работой на стройках, а затем, чтобы развиваться, занимаясь высококвалифицированным трудом, — это будет одним из признаков процесса формирования в городе современной среды, в том числе событийной», — считает Александр Бобков.
Критерий развитого событийного центра — возможность принимать у себя крупнейшие международные мероприятия, — отмечает Татьяна Лихачева. «Например, Международный конгресс кардиологов за 4 дня посещает 30 тысяч участников, — рассказывает Татьяна Лихачева. — В Петербурге нет конгресс-площадок, способных принять более 3 тысяч человек одновременно. Открытие Экспофорума расширило возможности города, но не до уровня европейских столиц». «В случае объединения разных площадок и организаторов деловых мероприятий, Петербург мог бы выйти на новый уровень и проводить конгрессы и форумы с числом участников 5-10 тысяч человек, — продолжила ее мысль менеджер по продвижению ГК «РЕСТЭК» Анна Башилова.
По Зальцбургской модели
По словам Константина Жмуро, развитие концертного рынка также ограничено инфраструктурной проблемой: «единственная современная площадка, которая сейчас есть в городе, это «Сибур-Арена»; СКК и остальные площадки — наследие давних советских лет». Новый стадион «Зенит Арена» строится без консультаций с организаторами мероприятий, «и не известно, насколько успешно его можно будет эксплуатировать после окончания Чемпионата-2018», — отметил продюсер. При этом участники концертной индустрии периодически объединяются для проведения крупного события, что отчасти смягчает инфраструктурную проблему. У игроков же рынка деловых мероприятий такое сотрудничество обычно буксует. «Успешные крупные деловые мероприятия — это вопрос имиджа Петербурга, — считает заместитель руководителя Петербургского международного юридического Форума Валерия Кириченко. — Пока современной инфраструктуры, действительно, не хватает, а интеграции операторов не происходит — во многом, из-за отсутствия единых отраслевых стандартов».
Возможность объединять усилия и площадки критически важна для формирования разнообразной палитры мероприятий, уверена Екатерина Галанова. «Тогда экономика впечатлений Петербурга будет развиваться с учетом лучших европейских трендов, к примеру, по опыту Зальцбурга, и ни в чем ему не уступать», — сказала Галанова. Как она пояснила, Зальцбург считается самым насыщенным и разнообразным центром музыкальных событий Европы — музыкальные фестивали проходят там одновременно на многих площадках, привлекая аудиторию с разным достатком и вкусами. «Именно над такой бизнес-моделью, которая делает высокое искусство доступным и близким современному человеку, я работаю последние несколько лет, и я вижу вокруг много единомышленников».
Беседа в ресторане «Блок» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner.