Цена смерти: почему России нет на мировой карте моды
Санкт- Петербург — единственный город в стране, который мог бы стать интеллектуальной столицей российской моды. Больше нигде нет такой концентрации вузов и дизайнеров, нет столь четко прочитываемого генерального стиля. Проблема лишь в том, что ни в Петербурге, ни в России не существует индустрии моды. Дизайн есть, местная локальная мода есть, но на мировой карте глобальной моды России практически не существует. Потому что там индустрия, а у нас — формат ателье. Для такого формата цена, по которой готовы закупать изделия для международного рынка, — это цена смерти.
Никто тебя не купит
Отсутствие индустрии приводит к тому, что поездки наших дизайнеров в парижские шоурумы, как правило, проходят безрезультатно.
Когда байер начинает общаться с дизайнером, он говорит, что вещь должна стоить столько-то, изделий в размерной сетке должно быть столько-то, и поставлены они должны быть в такой-то срок... На этом все и заканчивается.
Для нас эти условия невыполнимы. Существует себестоимость, которая в России не зависит от конкретной коллекции. А цена 100 евро за изделие, которую все чаще сегодня называют, для наших дизайнеров неподъемна. Ткани в Европе мы закупаем существенно дороже, к тому же есть проблемы с таможней — вывезти из России готовые изделия сложнее, чем ввезти.
Поэтому одно дело, когда вас закупают в Питере и для Питера, где вас знают, и совсем другое дело — в Париже, Лондоне или Милане. Никто русского никому неизвестного дизайнера со всем его качеством и дизайном за большие деньги закупать не будет.
Миссия невыполнима
Индустриально мы никому никакой конкуренции на сегодняшний день составить не можем. Мы — это локальный сегмент неразвитого рынка.
Одна из главных проблем — менеджмент. В России все более-менее в порядке с дизайном и креативом, но в жизни российской моды отсутствует профессиональный менеджмент.
Дизайнер, который вынужден сам себя продавать — это нонсенс для бизнеса. Мы живем в 21 веке, и то, что было при Шанель, Диоре и даже Ив Сен Лоране, уже невозможно в принципе.
Можно ли изменить эту ситуацию? Если отвечать коротко, то нет. Потому что для этого должны произойти три невозможные вещи.
Во-первых, государству нужно глобально заняться переориентацией интереса нашего потребителя в сторону отечественного продукта и заставить его отказаться от стереотипа, что все иностранное по определению лучше отечественного. Любовь ко всему западному насадил еще Петр Первый.
Во-вторых, должен закрыться азиатский рынок, что сегодня в принципе невозможно.
Наконец, в-третьих, должен найтись сумасшедший энтузиаст, который займется производством тканей в нашей стране. Без них никакого отечественного продукта не будет.
Да и вообще должен появиться серьезный инвестор, рассматривающий фэшн-бизнес, как серьезную сферу вложений, а не как развлечение для родных и близких. А для этого должны быть очевидны доходность и возможность вернуть инвестиции — вещи, сегодня совсем не гарантированные...
Можно забыть
Исторически так сложилось, что главными в моде являются производители ткани, которые, собственно, когда-то сезонную моду и придумали. Никому кроме производителей тканей изначально мода была не нужна и неинтересна. Сезонность моды — это в первую очередь маркетинговый инструмент, повышающий сбыт тканей.
Пока мы не будем производить собственные ткани, изменить ситуацию будет нельзя. А какие ткани мы можем производить? Хлопок у нас не растет, можем производить лен. Поля, засаженные в свое время тысячами гектаров льна, на сегодняшний день заросли. Людям, которые знают, как это делать, сейчас 65-70 лет. Еще пять лет — и их не останется.
У нас были фабрики, производящие шерсть и шелк. Они уничтожены. Шерсть — это сельское хозяйство, шелк — это сельское хозяйство, так что об этих тканях можно забыть. Количество денег, которое нужно в это вложить — нереальное.
Территория дизайна
На сегодняшний день мода находится в некотором идейно-креативном кризисе — потому что сколько ты рукавов к рубашке не пришивай, рубашкой она от этого быть не перестанет. На этом поприще конкурентное преимущество получить очень сложно.
Поэтому истоки развития моды в дальнейшем лежат в технологиях производства ткани и материалов. На сегодняшний день все специалисты говорят, что это будет главным двигателем развития моды в ближайшие годы.
Если мы не используем новейшие, в том числе космические, технологии, у России и здесь не будет никаких шансов. Будут ткани и материалы принципиально новых составов. Это новые технологии изготовления, новые способы обработки. Это ткани с изменяющейся температурой, цветом. Это ткани с капсулами духов, медицинских препаратов, чего угодно. Такие ткани уже существуют, но пока они стоят огромных денег.
Вслед за тканями кардинально изменятся швейные технологии. Вероятнее всего, одежда и обувь будут не шиться, а печататься на принтере. Более того, футурологи говорят о вероятном униформировании одежды по социальным группам.
Если это произойдет, территория для дизайна станет крайне ограниченна. Она останется, скорее, как стиль жизни элиты.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.