Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Торг неуместен: могут ли покупатели одежды надеяться на снижение цен

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, кандидат социологических наук, профессор НИУ ВШЭ:
Фото: Fashion Consulting Group
Фото: Fashion Consulting Group

Недавно Евразийская экономическая комиссия обнулила несколько таможенных пошлин на трикотажные полотна и вискозные волокна. Чиновники говорят, что это приведет к снижению цен на одежду, сшитую в России. Вводимые меры, действительно, позволят российским производителям снизить расходы, однако потребитель может не ощутить разницу.

Слишком дешево

Любые меры по снижению или обнулению пошлин на сырье и комплектующие — это возможность повлиять, скорее, на маржинальность российских компаний, выпускающих ткани и изделия на локальных производствах. Эта мера позволит сократить производственные расходы на 2-3% — снижение небольшое, но, тем не менее, это полезный вклад в конкурентную борьбу с иностранными компаниями на собственном рынке.

Но вот на конечную цену для потребителя обнуление пошлин вряд ли повлияет — экономия не так уж велика. А на современном рынке цена в рознице строится не от расходов на производство, а от спроса и цен конкурентов. К тому же, понижать цены уже некуда. В периоды скидок в дешевых магазинах есть предложение одежды буквально по «бросовым» ценам.

Падение спроса — один из главных вызовов рынка сегодня. Кризис 2014-2016 годов, инфляция и падение доходов населения сформировали новый тип российского потребителя. Еще пять лет назад люди достаточно легко расставались с «лишними» деньгами, совершали эмоциональные покупки, принимали решения быстро и спонтанно. Все модные бренды мира видели Россию как шопинг Мекку, страну fashion-шопоголиков и бездонную бочку, в которую «проваливается» любой продукт.

На дне

Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Кризис показал, что дно все-таки существует, и российский покупатель стал совсем иным. Потребители научились сдерживаться и отказываться от импульсивных покупок. Они готовы потратить время на изучение и сравнение цен, ждать акций и распродаж. В 2017 году на 10% увеличилось число покупателей, которые гонятся за скидками и акциями. На данный момент 36% населения России признают, что готовы покупать одежду и обувь исключительно при условии скидки.

Помимо девальвации рубля и последовавшего за ней снижения имущественного статуса населения, за изменениями в покупательском поведении стоят и более глубокие причины. К макротрендам, формирующим «новое поколение» покупателей в России, можно отнести насыщение рынка (с точки зрения как разнообразия брендов, так и разнообразия розничного сервиса offline и online) и смену поколений. На смену «поколению Х» в качестве активных покупателей выходит поколение «миллениалов», с огромной скоростью перерабатывающих массивы информации, а следом за ним идет «поколение Z», для которого мониторы отчасти заменяют социальную жизнь.

Это означает, что «новое поколение покупателей» обладает достаточной самостоятельностью и новым пониманием рациональности. Экономия не ограничивается повышенной заботой о личных денежных средствах, но также выражается в заботе о личном времени, защите окружающей среды, экономии материалов.

И нашим, и вашим

Стремление работать с рациональным и экономным потребителем, который пришел на смену щедрому и импульсивному, привело к формированию новых трендов на рынке ретейла. Фундамент нового подхода — демонстративная рационализация. Современный покупатель хочет ощущать себя взвешенным и рациональным, достичь максимальной степени удовлетворения от получения наибольшей пользы при ограниченном бюджете.

Впрочем, такая смена приоритетов имеет и оборотную сторону. Когда увеличивается количество людей, для которых цена является единственным определяющим фактором выбора, то на рынке увеличивается предложение товара по минимальным ценам и низкого качества, самого бюджетного сегмента.

К такому запросу со стороны потребителей вынуждены прислушиваться и бренды средней цены. Большинство покупателей среднего класса хотели бы сохранить в своем гардеробе набор любимых марок, несмотря на снижение своих доходов. При этом одна группа покупателей готова смириться с падением качества ради того, чтобы найти в своем бренде предложение «по кошельку». Другие покупатели ведут себя иначе — они не готовы на снижение качества, но стремятся экономить за счет снижения числа покупок.

Пугающая пустота

Среди всех важных каналов и технологий, которые помогают стимулировать спрос, самые главные — это построение «бесшовной» омниканальной системы продаж, работа с мультибрендами и маркетплейсами (Lamoda, Wildberries, Ozon, AliExpress).

Особую роль начинает играть способность услышать своего покупателя, выстроить с ним персонализированную связь, наладить интерактивность коммуникации. Именно поэтому социальные медиа сегодня стали неотъемлемым инструментом взаимодействия с аудиторией бренда.

Fashion бренды оптимизируют активность в интернете: сотрудничают с блогерами, используют хэштеги в рекламных кампаниях, вовлекают покупателей через новые платформы, используют оригинальные способы поощрения клиентов и многое другое. Наибольшую вовлеченность бренды получают от модели P2P (peer-to-peer) коммуникаций, т.е. когда пользователи оказывают помощь друг другу, а платформа бренда является только площадкой для общения.

Однако все эти инструменты почти бессмысленны, если у покупателей нет денег в кошельках, так что одежный ретейл оживет только в случае их наполнения.


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 18:07
ЦБ понизил официальные курсы доллара США и евроИнвестиции, 18:05
Футбольный ЦСКА объявил об уходе спортивного директораСпорт, 18:02
Evraz steel house — о том, как строительный рынок чувствует себя в кризисНедвижимость, 18:00
Бывшие чиновники Минпромторга получили сроки по делу о «Фарме-2020»Общество, 18:00
Токен биржи Bitget вышел в лидеры по росту в 2024 году. Как это произошлоКрипто, 17:57
В НАТО призвали к расследованию авиакатастрофы в АктауПолитика, 17:51
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Еще один регион России ограничил продажу алкоголяВино, 17:51
Минобороны предложило новые правила учета для получивших гражданствоПолитика, 17:50
Гусев рассказал о мигрантах, которые смотрят не в сторону РоссииПолитика, 17:47
Путин подписал закон о сборе за интернет-рекламу в размере 3% доходаПолитика, 17:43
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 17:40
Комьюнити жителей: как строилась многоквартирная МоскваНедвижимость, 17:40
Альфа-банк запустил ЦФА с залогом для исполнения обязательств в контрактеПресс-релиз, 17:34