Челябинский алкогигант тормозит с выходом в Петербург
Крупнейшая в России сеть алкомаркетов «Красное & Белое», полгода назад анонсировавшая грандиозные планы по завоеванию петербургского рынка, до сих пор не открыла в городе ни одного магазина. Игроки алкогольного рынка назвали РБК Петербург две возможные версии зависания инвестпроекта.
Начало истории
О начале экспансии на петербургский рынок «Красное & Белое» объявило в ноябре прошлого года. Как писал РБК Петербург, в общей сложности компания планировала открыть в Северной столице порядка 500 точек. Однако крупнейшие консалтинговые агентства Colliers International, Knight Frank и JLL сомневаются в том, что эти планы будут реализованы в ближайшее время. Судя по сайту «Красного & Белого», в городе до сих пор нет ни одной точки продажи. В прошлом году, сообщает Colliers International, компания занималась поиском помещений и персонала в городе, однако дальше этого пока дело не пошло. Исходя из опубликованных вакансий компании на hh.ru, сегодня «Красное & Белое» ищет в Петербурге только двух сотрудников — юриста и мастера по ремонту холодильников.
Сам ретейлер оставил запрос РБК Петербург без ответа. В 2015 году в разговоре с РБК глава компании Сергей Студенников утверждал, что на завоевание петербургского рынка «Красному & Белому» потребуется 3-5 лет, при этом инвестиции в открытие одной точки он оценил в 10 млн руб. Таким образом, «Красное & Белое» может вложить в петербургскую экспансию порядка 5 млрд руб.
«Красное & Белое» челябинского предпринимателя Сергея Студенникова является крупнейшей сетью алкомаркетов в России. Компания насчитывает порядка 4 тыс. магазинов в 43 субъектах России, при этом за 2016 год сеть открыла порядка 1 тыс. точек. В 2015 году выручка компании выросла на 75% до 82,5 млрд руб. В 2015 году, по расчетам агентства «INFOLine-Аналитика», сеть впервые вошла в топ-10 крупнейших продуктовых сетей России.
Обещать — не значит жениться
Громкие заявления в бизнесе иногда могут быть маркетинговым ходом и не отражать реальных намерений компании, высказывает первую версию зависания проекта бренд-директор московского завода «Кристалл» Станислав Кауфман. «В алкогольном бизнесе маркетинг часто бежит впереди паровоза. Это делается для того, чтобы упредить конкурентов, направить им месседж «не заходите» (например, тому же «Бристолю» (крупной розничной алкосети), также пока не представленному на петербургском рынке)», — говорит собеседник РБК Петербург.
Вторая версия — перемена конкурентной среды в отрасли. Как уточнил в разговоре с РБК Петербург гендиректор отраслевого агентства ЦИФРА Вадим Дробиз, с 2012 года ведутся разговоры, что правительство запретит продажу алкоголя в продуктовой рознице и введет спецторговлю для борьбы с контрафактом. По этой причине некоторые федеральные ретейлеры даже запустили собственные алкомаркеты (например, X5 Retail Group открыла сеть «Пятьница»).
«Многие алкогольные сети, в том числе «Красное & Белое», увеличивали количество точек, ожидая жестких правил торговли алкоголем. С введением ЕГАИС (единой государственной автоматизированной системы контроля за производством и оборотом алкогольной продукции — ред.) в середине прошлого года риск введения спецторговли алкоголем стал, на мой взгляд, стремится к нулю. Понимание этого факта, вероятно, произошло в «Красном & Белом» уже после анонсирования планов по освоению петербургского рынка. В результате, осознав низкую вероятность запрета на торговлю в продуктовом ретейле, компания несколько умерила амбиции. Так как специализированной алкогольной рознице, очевидно, тяжело конкурировать с продуктовым ретейлом», — предположил эксперт.
Основные сети алкогольных супермаркетов в Петербурге, март 2017 г.
Источник: Colliers International
Справка
По данным Colliers, петербургский рынок алкогольной продукции можно охарактеризовать как высококонкурентный. Кроме продуктового ретейла, в городе присутствуют семь крупных сетей алкогольных супермаркетов, представленных 450 точками.