Тормоз перестройки: кто мешает цифровизации России
«Основной темой проходящего в Петербурге Международного инновационного форума стала эволюция технологий. Тема мероприятия соответствует заявлениям руководителей страны о необходимости как можно скорее внедрять цифровые технологии в нашу экономику.
Судя по тому, как часто в последнее время президент Владимир Путин говорит о цифровой экономике, начальство, похоже, наконец, осознало, что сырьевое благополучие 2000-х годов уже никогда не повторится и единственный для России способ не скатиться на обочину цивилизации — развивать новую экономику, основанную на IT-технологиях.
Реальная жизнь, однако, идет своим чередом: предприятия традиционных отраслей осваивают госбюджеты в основном привычными методами. Именно на такие методы по-прежнему ориентировано российское законодательство, что затрудняет переход к более современным моделям.
Результаты удручают
По прошествии двух лет с фактического запуска федеральной программы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), призванной цифровизировать первые девять отраслей экономики, результаты выглядят удручающе. Особенно это заметно в Петербурге — в ряде других регионов процесс идет более активно.
В ответ на просьбу РБК Петербург рассказать, как идет цифровизация в судостроении — одной из ключевых отраслей городской экономики, соруководитель направления Технет НТИ, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков упомянул лишь одно, относительно небольшое предприятие — «Средне-Невский судостроительный завод». В то же время гиганты петербургского судостроения, судя по всему, цифровизацией не занимаются.
Похоже, что не дошли руки до внедрения цифровых технологий и у предприятий петербургского авиастроения. На фоне сотрудничающих с Технетом вертолетостроителей с московского вертолетного завода им. М.Л. Миля и конструкторского бюро «Камов», петербургский завод «Климов», производящий двигатели для того же Миля, как дипломатично выразился Алексей Боровков, «значительно медленнее разворачивается» в сторону цифровых «фабрик будущего».
Судя по всему, такая же ситуация характерна для всех традиционных отраслей петербургской промышленности, за исключением, разве что, фармацевтики, где внедрение цифровых технологий началось довольно давно, без всяких усилий государства, а исключительно по инициативе частных собственников предприятий.
Основной причиной торможения перехода на цифровые технологии эксперты называют отсутствие мотивации у предприятий и неадекватное госрегулирование.
Жизнь не вынуждает
Теоретически все руководители предприятий понимают достоинства цифровых технологий, но этого мотива не достаточно для их практического внедрения. Любая замена технологий требует значительных усилий — как организационных, так и финансовых. Чтобы решиться на них, нужны сильные аргументы — либо твердое решение собственника, либо реальная угроза потерять рынки сбыта.
Угроза потерять рынки становится для россиян все более серьезной. Производимые в мире машины становятся все более сложными и высокотехнологичными, традиционные технологии достигли «потолка» своего развития и все хуже справляются с требованиями рынка.
Казалось бы — самое время перейти на новые рельсы. Но нет — петербургские судостроительные гиганты, как, впрочем, и предприятия авиастроения, завалены заказами, главным образом, государственными.
Так зачем напрягаться? Тем более что их лоббисты в правительстве всячески стараются оградить их от конкуренции с «цифровизировавшимися» иностранцами. А на днях в Госдуму поступил законопроект, предоставляющий правительству исключительное право ограничивать для компаний с госучастием размещение крупных заказов на постройку судов и авиатехники у иностранных производителей.
Без конкуренции нет цифровизации
«Развитие компаний стимулирует конкуренция, но она в России очень слаба, поэтому речь можно вести лишь о конкуренции на глобальных рынках, — считает соруководитель Технета. — Именно в этом состоит основной вызов, который предъявляет высокие требования и к производительности труда, и к темпам развития компаний, и, конечно, к цифровой трансформации бизнес-процессов».
Однако власти ограничивают конкуренцию российских госкомпаний с иностранными. В то же время вклад госкомпаний в ВВП, по данным ФАС, превышает 70%, а число государственных и муниципальных унитарных предприятий за три последних года утроилось.
При этом, как подчеркивает ФАС, такие предприятия по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией. Однако использование на таких рынках административного ресурса и бюджетного финансирования сводит на нет усилия более эффективных игроков. При такой политике перспективы цифровизации становятся призрачными.
На фоне деклараций
Как выясняется, упомянутый законопроект — не единственный пример противоречия реальной политики правительства декларациям начальства о необходимости внедрения цифровых технологий. Так, Алексей Боровков с сожалением отмечает, что сейчас основные усилия и ресурсы руководителей российских компаний направлены на преодоление тех или иных административных барьеров.
«Государственным компаниям запрещено участвовать в совместном RND с внешними компаниями. Мы напрямую столкнулись с таким запретом, когда попытались вместе с НПО «Сатурн» реализовать пилотный проект создания роботизированной ячейки по обработке турбинных лопаток», — рассказал генеральный директор ГК Robotikum Роман Усатов-Ширяев.
Судя по информации президента софтверной ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, ситуация еще хуже — российское законодательство запрещает даже самую простую цифровизацию — рутинных бухгалтерских операций. «Технологии давно разработаны, их можно внедрить за полгода, но закон о бухгалтерском учете требует участия живых людей, — говорит Валентин Макаров. — «Руссофту» на днях исполнилось 18 лет — и мы с горечью отмечаем, что до сих пор не можем внедрить многие, даже простейшие, разработки. Мы их продаем на Запад, и там они успешно внедряются».
Директорский тормоз
Глава «Сбербанка» Герман Греф намерен к 2025 году втрое сократить численность бухгалтеров и андеррайтеров, заменив их соответствующими компьютерными программами. Однако пока что законодательство не позволяет это сделать. Видимо, влиятельный глава «Сбербанка» надеется за оставшиеся семь лет добиться модернизации законодательства.
Правда, для распространения инициативы Грефа на другие банки и прочие организации придется еще преодолевать сопротивление их директоров. Часть первых лиц бизнеса, по словам Алексея Боровкова, понимает, что лично они не будут востребованы в цифровой экономике, которая предъявляет более высокие требования к руководству компаний. И это, как говорит соруководитель Технета, зачастую обуславливает торможение процессов цифровой трансформации бизнес-процессов.
Подробнее о проблемах цифровой трансформации бизнеса читайте в спецпроекте РБК+.
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.