Дерби олигархов: нужны ли Петербургу три футбольных клуба
Успешное выступление двух новых петербургских футбольных клубов (в том числе и недавняя победа «Динамо-СПб» над «Зенитом») позволяет говорить о том, что в городе начали формироваться новые дерби по аналогии с Москвой, где играют четыре команды российской премьер-лиги. Примечательно, что все три петербургских клуба — «Зенит», «Динамо» и «Тосно» — принадлежат крупным финансово-промышленным конгломератам.
Лакмусовая бумажка
Вторая команда в Петербурге имеет шанс стать лакмусовой бумажкой для «Зенита», продемонстрировать эффективность развития клуба без колоссальных вложений. Похожая ситуация произошла с «Ростовом», командой, близкой к банкротству, которая заняла второе место, потеснила «Зенит» и на равных играла в Лиге чемпионов с европейскими грандами. Руководство «Зенита» обратило на это внимание и переманило многих игроков «Ростова», которые для питерской команды, мягко говоря, не считаются звездами.
С другой стороны, даже если «Тосно», условно говоря, займет 8-е место в чемпионате с командой, игроки которой получают не больше миллиона рублей в месяц, то «Газпром» не станет кардинально менять финансовую политику. У «Зенита» другие цели. Перед ним стоит задача выиграть или хотя бы успешно выступить в Лиге чемпионов, а не выстроить клуб с молодыми перспективными игроками, которые бы пользовались спросом в Европе. Хотя это позволило бы хоть как-то соблюсти баланс между доходами и расходами команды. Но самоокупаемость для российских клубов — не приоритет. Гранды за ценой не стоят, а аутсайдеры надеются на помощь губернаторов и поддержку бюджета.
Сила «кузьмичей»
С точки зрения борьбы за фанатский ресурс ни «Тосно», ни питерское «Динамо» не составят «Зениту» конкуренции. В городе найдется аудитория для второго клуба — в том числе среди болельщиков самого «Зенита». В Москве многие болельщики «Спартака» во времена Червиченко начали ходить на «Сатурн» в знак протеста против политики руководства, а также потому что там выступали многие спартаковские игроки.
В Турине многие местные жители болеют за «Торино», а не за «Ювентус», потому что расстояние между клубом и болельщиком там несравненно короче, это городской бренд, не «размазанный» по всему миру. Для многих болельщиков «Зенита» обстановка с фаерами, лозунгами и перформансами слишком молодежная. Они скучают по временам, когда по ходу матча можно было обменивать репликами, комментировать, байки травить. В атмосфере «Зенита» это невозможно.
Кроме «зенитовских» болельщиков «Тосно» и питерское «Динамо» найдут интерес среди «кузьмичей» — людей с семьями, которые хотят посмотреть хороший футбол, а не слышать мат с трибун, дышать дымом от файеров и проходить сквозь строй полицейских, как преступник.
Привет от Шостаковича
У «Динамо-СПб» история не хуже, чем у «Зенита». Участник первого матча первого чемпионата СССР «Динамо» (Ленинград) — «Локомотив» (Москва). И первая победа чемпионатов СССР — у ленинградского «Динамо», победившего тогда 3:1. В 30-е за «Динамо» болел Дмитрий Шостакович, ведь до войны именно этот клуб, основанный раньше «Зенита», был главной командой Ленинграда и все предвоенные годы «Динамо» представляло Ленинград в высшей лиге.
За ленинградское «Динамо» в разные годы выступали самые популярные футболисты довоенного Ленинграда — Михаил Бутусов, Петр и Николай Дементьевы, будущие тренеры Всеволод Бобров, Юрий Морозов и Герман Зонин, будущие комментаторы Виктор Набутов, Геннадий Орлов, Владимир Перетурин.
Почему не «Купчино»?
Однако если «Динамо» может взять историей и возрождением традиций, то у «Тосно» этого не получится. Успешно продвигать в Питере бренд под названием «Тосно» вряд ли возможно. «Тосно» — это не Петербург. Стать областной командой как «Сатурн» в маленькой Ленобласти, где все коммуникации так или иначе завязаны на Питер, невозможно. Так что надо менять название на городской топоним или один из символов Петербурга. Тогда уж лучше ФК «Купчино».
И «Динамо-СПб», и «Тосно» — это частные клубы, но не надо полагать, что это коммерческие проекты. Футбол в России — это в любом случае не бизнес. Даже если не делать колоссальных вливаний, то любому клубу нужно немало денег для того, чтобы выступать в Премьер-лиге. На сегодняшний день в России нет ни одного клуба, который был бы успешен c коммерческой точки зрения.
В поисках смысла
Покупки зарубежных клубов российскими бизнесменами имеют какой-то смысл. Тот же Роман Абрамович был в Лондоне просто российским олигархом, а, купив «Челси», стал уважаемым человеком. Это была победа в борьбе за репутацию. К тому же, капитализация «Челси» с каждым годом растет — это не выброшенные деньги. «Монако», купленный Рыболовлевым, самый успешный клуб в Европе с точки зрения бизнеса — летом он продал игроков на 360 млн евро. Сложно сказать, какую финансовую отдачу получат владельцы «Тосно» и «Динамо-СПб» и окажет ли это влияние на профильный бизнес владельцев.
Хотелось бы добавить, что второй клуб в городе — это возможность привлечения бывших петербуржцев, выступающих сейчас в других клубах Премьер-лиги. Эту политику провозглашали все руководители всех команд, которые претендовали на статус второй команды города, и это правильная позиция.
Маленькое «но»
Но здесь есть одно «но»! Вторая команда не должна превращаться в фарм-клуб! За фарм-клуб никто не будет болеть. Она должна возвращать или помогать остаться тем, кто не нашел себя в «Зените» не ради галочки или каких-то принципов, эти игроки должны получить возможность реализовать себя не в «Урале» или «Амкаре», а в команде своего родного города. Больше двадцати петербуржцев играет в премьер-лиге в чужих клубах, среди них есть несколько кандидатов в сборную России.
Но три команды в Премьер-лиге Петербург не вынесет. Нет в городе столько болельщиков. Поэтому «Динамо-СПб» и «Тосно» придется очень плотно побороться за фанатскую базу.