«Красный Бор» предлагают засадить травой и накрыть куполом
Смольный изучает методы переработки отходов полигона «Красный Бор». На заседании регионального научно-технического экологического центра, которое прошло в комитете по природопользованию Петербурга, специалисты выступили со своими предложениями по методам очистки воды, находящейся в обводном канале и на поверхности карт полигона.
Трава и бетон
В частности, как сообщает пресс-служба комитета, генеральный директор одной из петербургских компаний Михаил Вострецов выступил с предложением построить вместо полигона технопарк. Для этого, по словам докладчика, необходимо просто подсушить карты до донного мусора, почистить берег вокруг котлованов, засыпать карты и все засеять травой. Как отмечает М.Вострецов, на такой способ рекультивации полигона требуется около года.
Технический директор института экологической безопасности города Курска Александр Зюванов представил метод термохимического капсулирования, с помощью которого можно переработать отходы в картах. При таком способе используется специальный препарат, на 97% состоящий из негашеной извести. При взаимодействии с нефтепродуктами получается порошок, который затем можно использовать в строительстве. Главная проблема, которую отметили экологи, такой метод переработки довольно дорогой.
Представитель самарского предприятия Анатолий Плотник представил концепцию фирмы по очистке воды, находящейся в обводном канале и на поверхности карт полигона. Основное преимущество именно этой системы очистки, по словам А.Плотника, высокая производительность — до 200 кубометров в час. «Установку можно настроить под любой уровень загрязнения, а стоимость переработки кубометра воды составит от 12 до 50 рублей», — подчеркнул специалист.
Официальный представитель корейской компании в России Андрей Миронов представил доклад по трем возможным способам закрытия карт от дождевой воды. Первый — наклонная крыша, по которой вся вода будет попадать в специально выкопанный резервуар. Второй вариант — воздушный купол. Он должен закрыть полностью всю карту, не давая возможности осадкам попасть на поверхность. И третий вариант — на поверхности карт строятся так называемые бассейны, из которых потом насосами выкачивается чистая дождевая вода. Затраты на подобные проекты составят от 3 до 7 млн долл.
Директор одного из петербургских предприятий Андрей Пекурин рассказал о системе экобетонирования. Способ переработки, при котором отходы при смешивании со специальным раствором образуют пластичный материал. В конечном итоге, жидкие отходы превращаются в твердую массу, готовую и к транспортировке, и к захоронению на полигоне.
Пресс-служба комитета по природопользованию уточнила, что до конца недели пройдет выездное заседание ученых на полигоне «Красный Бор», на котором и будет определен оптимальный метод очистки скопившейся на полигоне воды.
Кризис
О том, что ситуация на полигоне «Красный бор» критическая, стало известно две недели назад. Как писала «Фонтанка» со ссылкой на бывшего директора полигона Виктора Колядова (уволен 4 марта), ночью с 10 на 11 марта на полигоне произошел прорыв заграждающей дамбы. Он был ликвидирован в течение часа, но токсичные стоки попали в Неву.
Глава инициативной группы по экологической безопасности Петербурга и Ленобласти Виктория Маркова уточнила в разговоре с агентством, что вокруг полигона проложен дренажный обводный канал, в него стекает талая вода с полигона и окружающих территорий, канал через систему дренажа сообщается с магистральным, впадающим в ручей Большой Ижорец. Осенью прошлого года между двумя каналами была построена насыпь — дамба, не позволяющая воде просачиваться в ручей. Вода стала выходить из берегов, и эту дамбу размыло и прорвало.
Напрасные опасения
Комитет по природопользованию позже опубликовал заявление, в котором говорится о том, что «информация, представленная «экологическими активистами» и бывшим руководителем предприятия «Красный бор» не соответствует действительности и является провокацией, направленной на дестабилизацию обстановки в Санкт-Петербурге».
«Так называемая «дамба», упоминаемая в сообщениях прессы, не имеет отношения к технологическим сооружениям полигона «Красный бор», не контактирует с опасными отходами, складированными на полигоне, и заполнена исключительно талой водой, появляющейся в процессе таяния снега», — отмечалось в заявлении.
Глава комитета Игорь Григорьев в разговоре с «Фонтанкой» признавал, что протечка в дамбе была, «но она поток зараженных вод не регулирует». «К тому же, эта самая дамба находится за территорией полигона...На территории полигона никаких протечек нет. Стоки вытекают только через очистные сооружения, они работают в штатном режиме», — говорил он.
Сохраняет спокойствие и руководство петербургского «Водоканала». «В связи с появившейся информацией о прорыве дамбы на полигоне «Красный бор» «Водоканал» сообщает, что угрозы питьевому водоснабжению в Петербурге нет...Система водоподготовки, существующая в городе, гарантирует безопасность питьевой воды, которая поступает в квартиры петербуржцев», — говорит пресс-служба ведомства.
Отходы для петербуржцев
Однако опасения по поводу полигона не покидают экологов, причем не только российских. В середине февраля журналист финской газеты Helsingin Sanomat взял образцы воды и почвы вблизи «Красного бора». Анализы образцов показали наличие соединений PCB (полихлорированных дифенилов), а также высоких показателей кадмия. Соединения PCB опасны для природы и человека даже в небольших количествах, а кадмий может привести к раковым заболеваниям, напоминают финские специалисты. При этом, по заявлению финского Центра окружающей среды, происходящее на полигоне не угрожает напрямую Финляндии.
Зато серьезная опасность нависла над жителями Петербурга и Ленобласти, добавляют российские экологи. В частности, по данным «Гринпис», в настоящее время полигон фактически находится в состоянии чрезвычайной ситуации. «Поскольку в открытые котлованы с отходами регулярно попадают осадки, уровень опасных отходов поднялся выше допустимого. Из-за разрушения границ котлованов токсичные отходы переливаются на территорию полигона и уже подбираются к лесу. Так как гидротехнические сооружения полигона находятся в аварийном состоянии, а система водоотведения не работает вовсе, с наступлением паводкового периода высокоопасные отходы могут оказаться в Неве, причем выше водозабора. И тогда питьевая вода миллионов жителей Петербурга и области, а также экосистема всего Балтийского моря окажутся под угрозой», — говорится на сайте экологической организации.