Балтийскую таможню чистят по верхам
Представитель пресс-службы Северо-Западного таможенного управления подтвердил информацию о том, что в Балтийской таможне был уволен ряд высокопоставленных сотрудников. «Это обычная практика служебных проверок. Если люди не согласны, они могут обращаться в суд и оспаривать взыскания», - сказал РБК Петербург сотрудник пресс-службы СЗТУ. Эксперты считают, что для приведения Балтийской таможни в более или менее цивилизованный вид нынешних громких увольнений и выговоров недостаточно - надо копать глубже.
Ранее Infranews написала, что таможенники лишились своих постов за «систематическое нарушение требований таможенного законодательства, ослабления контроля за исполнением должностных обязанностей подчиненными должностными лицами и несоблюдение должностных инструкций».
В частности, уволено восемь начальников, замначальников таможенных постов «Кронштадский», «Лесной порт», «Янинский», «Турухтанный», «Гавань» и начальники двух отделов таможни. Кроме того, объявлены строгие выговоры пяти заместителям начальников таможенных постов, начальнику таможенного поста «Турухтанный», а также бывшему и.о.начальника Балтийской таможни Сергею Добрынину и его заместителю.
Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), вслед за пресс-службой СЗТУ, не видят в этом что-то особенное и говорят, что этого следовало ожидать. Сопредседатель комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты, член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД» Юрий Ковалев называет три основные, по его мнению, причины чистки кадров Балтийской таможни.
Главной он считает плохую управляемость учреждения, что связано с его гипертрофированными размерами (она дает порядка 60% всех платежей в бюджеты от СЗТУ). Балтийская таможня, обслуживающая морской порт «Большой порт Санкт-Петербург», всегда была крупнейшей по обороту таможней в СЗТУ, а в последние годы ее штат был еще увеличен во исполнение «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации», предусматривающей перенос оформления грузов ближе к границам РФ. Посты и штаты во внутренней Петербургской таможне были сокращены, а в пограничной Балтийской таможне - добавлены. «Но любая приграничная таможня более сложна в администрировании, чем внутренняя», - утверждает Ю.Ковалев. В результате она стала самой неблагополучной в СЗТУ с точки зрения количества нарушений. Рано или поздно она должна была подвергнуться основательной чистке.
Повод для этого возник в мае 2015 года, когда новым начальником СЗТУ стал Александр Гетман, ранее возглавлявший Южное таможенное управление. До переезда на юг он работал первым заместителем начальника СЗТУ и, как утверждают участники ВЭД, прекрасно разбирается в мало изменившейся специфике нашего региона, так что сейчас, вернувшись в родной город, он сходу принялся разгребать хорошо знакомые «авгиевы конюшни».
Нынешние увольнения и выговоры – это результат второго этапа проверки. Первый, по словам Ю.Ковалева, прошел в конце мая. Тогда были обнаружены признаки нарушений, а сейчас, в ходе углубленной проверки, выявлены виновные. Правда, некоторых из получивших выговоры эксперт считает вряд ли виноватыми, поскольку их назначили совсем недавно и «они даже теоретически не могли успеть сделать что-то противозаконное».
Масло в огонь подлили предприниматели, которые три недели назад, как сообщил «Деловому Петербургу» уполномоченный по делам предпринимателей Петербурга Александр Абросимов, обратились в правоохранительные органы с жалобой на сотрудников таможенного поста «Лесной порт», якобы вымогавших у них 250 тыс. долл. за беспроблемный пропуск на экспорт на терминале «Петролеспорт» груза металлолома в 17-20 тыс. т. Хотя прокуратура и служба собственной безопасности СЗТУ официальных решений пока не обнародовали, начальник таможенного поста «Лесной Порт» Э.Кравцов настоящим приказом со службы уволен.
То обстоятельство, что из 16 наказанных сотрудников Балтийской таможнни пятеро являются работниками таможенного пункта «Турухтанный», Ю.Ковалев объясняет не какой-то особой коррумпированность этого таможенного поста, а просто его большими размерами, поскольку он обслуживает ПКТ -- крупнейший терминал петербургского порта. Никакого передела рынка, «подкопа» под монополию компании Global Ports, владеющей ПКТ, нынешняя история не означает, уверен Ю.Ковалев.
Третьей причиной «наезда» на балтийских таможненников эксперты считают всегдашнюю конкуренцию с Московской областной таможней за грузопотоки. Хотя основными выгодоприобретателями при обработке грузов являются частные компании, владеющие терминалами, но их интересы, как полагает директор Гильдии «Гермес» Роман Козлов, подмосковным таможенникам ближе, чем корпоративная солидарность с петербургскими коллегами.
Р.Козлов разделяет мнение многих участников ВЭД, что дефекты Балтийской таможни в основном системные. Что касается кадров, то наказывать надо не только (и даже наверно не столько) начальников, сколько непосредственных исполнителей – рядовых таможенных инспекторов. Но их уволить гораздо сложнее, чем работающих по контракту начальников, поскольку они являются гражданскими служащими и для их увольнения необходимо исполнить весьма громоздкую и длительную процедуру. Но без этого полного оздоровления Балтийской таможни не произойдет, уверен эксперт.
Справка
Балтийская таможня - крупнейшая российская таможня, входящая в Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы. Основным регионом деятельности таможни является морской порт Санкт - Петербурга. В первом квартале 2015 года таможней перечислено в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов на сумму 81,7 млрд рублей. Объем перечислений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,2 млрд рублей. За первый квартал 2015 года внешнеторговый оборот в регионе деятельности Балтийской таможни составил более 6,4 млрд долл.
За этот период Балтийской таможней оформлено более 2,4 тысяч судов загранплавания. Количество физических лиц, которые пересекли государственную границу в регионе деятельности таможни, составило более 99 тысяч человек. В рамках работы правоохранительного блока Балтийской таможни в первом квартале года было возбуждено 716 дел об административных правонарушениях и 16 уголовных дел.
Владимир Грязневич