Норвегия объяснила, почему остановила депортацию беженцев в Россию
Министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде заявил о том, что Норвегия приостановила депортацию беженцев через пограничный переход «Стурскуг». «Россия хочет обсудить с Норвегией координацию депортации. Мы относимся к этому с пониманием. Мы хотели бы начать эти обсуждения на этой неделе. Пока возвращение [беженцев] через «Стургскуг» прекращено», — отметил он.
Бренде добавил, что правительство изучает другие возможности отправки беженцев назад в Россию, например, на самолете. Позже норвежский МИД выпустил пресс-релиз, в котором сообщалось, что переговоры с российскими властями будут организованы посольством Норвегии в Москве.
«Норвегия и Россия подписали договор о реадмиссии, который признается обеими сторонами. Мы основываемся на том, что российские власти ранее сообщали о неизменности своей позиции в отношении возвращения беженцев и мигрантов. Это означает, что могут быть возвращены те, кто имеет вид на жительство или многократную визу. Именно эту группу людей мы возвращаем через «Стурскуг», — цитирует пресс-релиз главу норвежского МИД.
Берге Бренде объяснил тем самым ситуацию с отправкой беженцев, которая сложилась на прошлой неделе. Во вторник 19 января автобусом из Киркенеса были отправлены в Россию 13 беженцев. В последующие дни отправка в Россию полностью прекратилась, при этом норвежская полиция по делам иностранцев давала противоречивые объяснения этому, ссылаясь на компьютерные ошибки, нехватку персонала на российской стороне границы, а также на другие причины.
Всего через «Стурскуг» в Норвегию въехало примерно 5,5 тыс. мигрантов, их распределили по беженским приемникам по всей стране. В настоящее время в приемнике в близи Киркенеса находится около 80 беженцев, они собраны здесь со всей Норвегии и ожидают отправку в Россию.
Норвежский адвокат Брюнульф Риснес, который находится в Киркенесе и занимается беженскими делами, уверен, что задержка с отправкой беженцев в Россию возникла из-за излишней шумихи, которую создали вокруг этого события норвежские власти.
«Депортация в Россию практикуется со времени распада Советского Союза. Русские лояльны, и с ними легко сотрудничать. Проблема заключается в том, что правительство захотело придать массовой депортации беженцев на автобусах сенсационный политический характер, который привлек бы прессу всей Норвегии. Когда возникли последствия этого, правительство указывает на всех других», — отметил Риснес в интервью изданию VG.
Руководитель департамента по связям со СМИ МИД Норвегии Фруде Андерсен сообщил РБК Петербург о необходимости поиска совместного решения, однако, отказался сообщить детали предстоящих переговоров: «Мы хотим продолжить диалог и сотрудничество с Россией в связи с обращением российской стороны. Мы должны вместе найти решение. Что касается возможных переговоров в Москве, то в настоящий момент я не могу предоставить дополнительных комментариев».