Топ-менеджеры устроили «пир во время чумы» на ресторанном рынке
Некоторые петербургские рестораны в последние недели столкнулись с резким ростом арендных ставок при продлении договоров. Как рассказали РБК Петербург сразу несколько участников рынка, аренда помещений для общепита подорожала на 10-30%. Одно из объяснений — огромное количество новых проектов, открывающихся на деньги топ-менеджеров государственных корпораций, которые перегревают рынок.
В омут с головой
В 2014-2015 году по Петербургу прокатилась настоящая волна закрытий ресторанов. Из-за этого арендные ставки в городе ползли вниз. Однако в этом году тенденция изменилась. По словам игроков рынка, сейчас новые рестораны в Петербурге открываются с периодичностью один в два дня. «Такого бума ресторанных открытий не было давно на моей памяти, наверное, с 2007 года. Похоже на пир во время чумы, — говорит основатель ресторанной группы «Скайрест» Александр Затуливетров. — Несколько бывших топ-менеджеров или полутоп-менеджеров глобальных компаний вдруг решили открывать рестораны. Видимо, они услышали призывы руководства страны заняться реальным сектором экономики и выбрали для этого самый приятный. Никто не захотел становиться фермером или вывозить мусор, а вот ресторан открыть и ходить с бокалом вина — это интересно», — говорит А.Затуливетров.
«Три-четыре года назад была стагнация, а сейчас все достаточно активно: рестораны открываются», — отмечал в недавнем интервью РБК Петербург ресторатор Александр Раппопорт.
Совладелец ресторана Red Steak&Wine и пиццерии «22 сантиметра» Эльдар Кабиров связывает бум открытий с тем, что вход на рынок стал дешевле. «Действительно, появились инвесторы. Например, у человека есть свободные деньги — 10 млн рублей. И дальше инвестор не понимает, что с этим делать. Вложения в недвижимость уже не такие очевидные — сейчас рынок стоит. Многим сразу приходит на ум — ресторан. Это такой эффект толпы — эффект стада: раз столько проектов открывается, значит бизнес прибыльный. И в омут с головой».
Как ранее отмечал Игорь Пращенко (развивает проекты Ferma, la Boat), небольшие заведения — гастробары, пиццерии, кафе на 20-30 мест — требуют в среднем инвестиции в размере 3-4 млн рублей и быстро окупаются — за год-два.
Рестораны
По данным на конец 2015 года, в Петербурге работало около 5,2 тыс. заведений на 502 тыс. посадочных мест. На одну тысячу жителей города приходится 98 посадочных мест, что на 2% меньше, чем в 2014 году. Среди российских городов-миллионников по этому показателю Петербург занимал пятое место (Северную столицу опередили Москва, Новосибирск, Ростов и Нижний Новгород).
Хлеб и зрелища
Следствие инвестиционной активности на ресторанном рынке — рост ставок аренды на помещения для общепита. «Количество помещений в центре, которые потенциально могли бы разместить ресторан, ограничено, спрос на этом рынке превышает предложение, что и влияет на ставки аренды. Таким образом, рестораторы сами выступают катализатором роста арендных ставок на рынке», — поясняет руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге Анна Лапченко.
По данным «БестЪ», доля игроков ресторанного бизнеса в стрит-ретейле составляет уже более 20% в общем объеме арендаторов и постоянно растет. Чаще всего новые заведения открываются на основных экскурсионных маршрутах — в зоне «золотого треугольника», у достопримечательностей, чтобы удовлетворить потребность аудитории в «хлебе и зрелищах».
Аналитики «БестЪ» сообщают, рост ставок для ресторанного рынка за год составил примерно 10-15%. По оценкам самих участников рынка — до 30%. «Ставка в 3 тыс. рублей за один квадратный метр уже никого не пугает. Еще год назад это было 1,5-2 тыс. рублей. Сегодня нормальной стала ставка 3-3,5 тыс. рублей», — рассказывает А.Затуливетров.
В ряде случаев подобное повышение ставок приводит к закрытию заведений. Такая судьба, например, постигла O'hota Сэндвич на проспекте Добролюбова. «Новые условия аренды, выдвинутые владельцем помещения на проспекте Добролюбова 27 при заключении очередного годового контракта, мы посчитали неприемлемыми. В результате O'hota Сэндвич покидает насиженное место», — сообщили владельцы сети.
Ставки
Диапазон арендных ставок в помещениях стрит-ретейла составляет от 1,7 тыс. до 11 тыс. рублей за один квадратный метр в месяц, для ресторанного рынка верхний предел составляет порядка 6 тыс. рублей, говорит руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников. При этом спрос на помещения с отдельным входом вырос за последние полгода.