Транспортные компании Петербурга потеряли 10% выручки
Транспортные компании Петербурга, занимающиеся перевозкой европейских продуктов, испытывают серьезные трудности из-за санкций. Как узнал РБК-Петербург, у некоторых компаний грузопоток упал на 15%, а выручка сократилась на 10%. При этом большого объема новых контактов с «дружественными» странами, которые могли бы заместить потери, на рынке пока не наблюдается. Эксперты уже говорят, что, если в ближайшее время ситуация не измениться, с рынка уйдут десятки небольших перевозчиков. Уход игроков с рынка потянет за собой временное угасание рынка лизинговых услуг, активными потребителя которого были транспортные компании, и временное снижение спроса на складские площади.
Польские конкуренты
В ООО «Лоджикс» (ранее выделившееся из ГК «ТРАНСЭК) сообщили, что компания в одночасье лишилась 15% грузопотока. «Ориентировочно на 10% снизилась выручка, соответственно и наша прибыльность и возможность расширяться, и налоговые отчисления» -, рассказал РБК-Петербург генеральный директор компании Константин Сюрин.
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк говорит, что падение на 10% - вероятная цифра для многих транспортных компаний с диверсифицированной линейкой товаров. По его словам, пока нет информации о игроках, которые собираются уйти с рынка, возможно, такие случаи есть, но это очень небольшие компании.
Серые рынки
Практически остались без работы компании, которые занимались перевозкой рыбы из Скандинавии. По словам Сюрина, эмбарго наиболее болезненно ударило по ним. Директор «Рыбного союза» Сергей Гудков заметил, что в Россию ввозилось около 1500 тонн норвежского лосося в неделю. Если рассчитать по величине максимальной загрузки автомобиля – это более 90 машин. И заменить такие объемы пока нечем, максимум 150-200 тонн с Фарерских островов, говорит эксперт.
РБК-Петербург попытался опросить некоторых представителей рыбных холдингов с просьбой рассказать о текущих трудностях с логистикой, но они воздержались от комментариев.
Директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков отметил, что на этом рынке крупных перевозчиков нет. Все, что касается автомобильной логистики, то это даже не серый, а черный рынок, добавил он.
В свою очередь, социолог Элла Панеях добавляет, что контрабанда и "серый" импорт с переклеиванием ярлыков в Белоруссии очень быстро пробьет себе новую дорогу. «В России есть платежеспособный спрос на привычные качественные продукты, и есть достаточное количество предприимчивых людей, из-за безобразного государственного регулирования не находящих себя». При этом в случае снятия эмбарго теневая торговля, по мнению социолога, «рассосется с той скоростью, с какой легальные торговцы ее заместят, т.е. за месяц-два». «Вспомните начало 90-х, как быстро еда появилась на полках магазинов», - добавляет она.
Однако сейчас поиск легальных путей импорта продукции идет медленно. «В целом, всем тем, кто был ориентирован на европейских рынок, будет трудно перестроиться на новые маршруты. Многим просто не захочется работать на территории России из-за плохого качества дорог и проблем с задержками грузов», - считает гендиректор информационно-аналитической компании InfoLine Иван Федяков.
Как рассказал А.Дацюк, поиски и переговоры с "дружественными" странами о новых продовольственных поставках пока натыкаются на сложности. К примеру, в Турции серьезную конкуренцию российским еревозчикам составляют польские компании, которым географически удобнее ввозит продукты в Россию. "В Турции есть серьезные конкуренты в лице поляков. Трасса движения для Польши выгоднее, чем для России", - говорит эксперт. Кроме того, сейчас ведутся активные переговоры с Сербией. "По принятой международной практике транзит между двумя странами обычно обеспечивают перевозчики из обеих стран на паритетных началах. Сейчас власти России и Сербии ведут переговоры об условиях работы по этому направлению", - отметил А.Дацюк.
Цепная реакция
Проблемы транспортных компаний уже негативно сказались на сфере лизинга автотранспорта, который является наиболее популярной формой аренды у транзитных предприятий. Связано это не только с вводом эмбарго на ввоз продуктов. Уже с марта этого года из-за общего спада экономики значительно снизился объем сделок по лизингу, а объем несвоевременных платежей вырос, рассказали представители лизинговой компании "ПК-Финанс". Кроме того, сами перевозчики говорят о вынужденном снижении цен на свои услуги из-за падения спроса.
Что касается эмбарго, то, по словам специалистов, данная мера не является форс-мажором в сфере лизинга автотранспорта. «Возврат имущества лизингодателю (как и банку-залогодателю) – самый неприятный сценарий для лизинговой компании. Поэтому, возможно, более вероятен вариант реструктуризации сделок. Проще будет, как всегда, лизинговым компаниям с участием банков и государственным ЛК», — отмечает представитель «ПК-Финанс» Анна Кабанова. По мнению коммерческого директора ООО "Лентранслизинг" Дмитрия Паславского, даже изъятие предметов лизинга и их реализация из-за резко изменившейся конъюнктуры рынка не гарантирует возврат средств лизингодателя, потраченных на их приобретение. При этом генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг» Дмитрий Тимофеев говорит о том, что введение санкций было ожидаемым. «Клиентам, которые будут пытаться оправдать нарушения графика лизинговых платежей введением санкций, мы будем отказывать в удовлетворении их заявлений», - отметил он.
Простой у транспортных компаний отразится и в сфере коммерческой недвижимости. По мнению Алексея Филимонова, генерального директора консалтинговой компании ASTERA, снижение товарооборота логистических компаний, специализирующихся на импорте, в свою очередь, снизит спрос на складские площади.
Екатерина Плотникова, Ольга Зарубина