Петербургский бизнес оценил влияние митингов на деловую жизнь
Недавняя акция протеста на Марсовом поле стала сюрпризом не только для властей, но и для сторонних наблюдателей. Число участников оказалось так велико, что многие наблюдатели уже заговорили о «втором дыхании» протестного движения. РБК Петербург спросил у представителей петербургского бизнеса о том, как они оценивают причины и возможные последствия нового тренда. Показательно, что большинство опрошенных отказались обсуждать тему митингов, объясняя это тем, что политика не входит в сферу интересов бизнеса. Некоторые, впрочем, допускают, что столь крупные политические события могут повлиять и на их бизнес.
«Столь массовые митинги меня удивили. Мне казалось, что народ у нас нечувствителен к антикоррупционным расследованиям, особенно, когда это касается первых лиц.
Но меня пугает влияние этих акций на сферу туризма и мой бизнес. Туристы любят тишину и спокойствие. Любые стихийные митинги и выступления отпугивают иностранных гостей. Они вызывают страх и настороженность. В итоге гости просто выбирают другие направления. Это закон нашего бизнеса.
Поэтому если выступления продолжатся, они могут повлиять на перспективы туристического сезона. Уже сейчас я вижу тенденцию спада в туризме. По крайней мере март оказался провальным. Митинги же в совокупности с крепчающим рублем делают наше направление для иностранцев менее интересным, чем год назад».
«На фоне того, что сейчас происходит в мире, проявление недовольства в России выглядит не так масштабно. В Петербурге 500 тыс. студентов, а вышли на улицу от 3 до 10 тыс. человек — это от 0,5 до 2% молодежи. В Париже, Лондоне и Америке это были более мощные движения.
Для нас выходы на улицы молодежи являются чем-то необычным, и я надеюсь, что это так и останется.
Почему молодежь вышла? Если мы посмотрим любые ситуации протестов во времена вьетнамской войны и последних событий в предместьях Парижа и Лондоне, это всегда молодежь.
Это наиболее пассионарная часть нашего общества, ее проще зажечь какими-то лозунгами, и они не всегда, к сожалению, являются разумными — вспомним фашистское движение в Германии, Оранжевую революцию в Украине.
С молодежью нужно взаимодействовать и общаться. В России идет диалог с молодежью — на том же Валдае, который курируется президентом. И обсуждение в их среде больше возникает о том, как я могу повлиять на ситуацию, а не про политическую свободу.
Но вопросы новой оппозиции, которую мы увидели на митингах, — это не вопрос для бизнеса. Этим должны заниматься профессиональные политики. Мое дело — развивать рынок недвижимости, делать так, чтобы молодежь могла получать коворкинги и развивать себя как субъекты малого предпринимательства. В Кремниевой долине не было выходов молодежи на улицу, потому что они заняты интересным, ярким делом. Они творят будущее.
Энергия молодежи такова, что ей надо выплескиваться в спорте и достижениях. Мое предназначение как предпринимателя — давать форматы, которые интересны и нужны молодежи в Питере, Москве и регионах».
«Если отбросить версии заговоров, постановок и подстановок, то в сухом остатке останется факт, что коррупция продолжает оставаться однозначным драйвером протеста, несмотря на все «видимые усилия» по борьбе с ней. Дела губернаторов и высокопоставленных офицеров только повышают градус напряженности. Удивляться тут нечему. Огорчает отсутствие внятной программы борьбы с коррупцией как у власти, так и у Навального. Серьезно к лечению этой болезни еще не приступили ни с одной стороны. Сами митинги, их проведение, «мягкий разгон» скорее не пугают, а успокаивают — не только меня, но и стороны процесса».