Эколог: В Петербурге готовят эксперимент с ядерно-опасным объектом
Опасный эксперимент
Гринпис России начал сбор подписей против запуска реактора плавучей атомной электростанции на Балтийском заводе в Петербурге. Реакторы планируется запустить в пробном режиме на экспериментальной плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Позиция экологов оправданна. Это первый проект, поэтому могут быть сюрпризы и неожиданности.
По экологическому законодательству любой объект имеет презумпцию потенциальной экологической опасности. Запуск нового объекта и приближение к выработке проектного ресурса — два опасных этапа. На них приходятся самые большие риски возникновения чрезвычайной ситуации.
Сейчас как раз такой случай. По сути, на территории Петербурга проведут эксперимент с ядерно-опасным объектом. Но власти не хотят видеть угрозу.
Это неправильно. Подобные эксперименты должны проводиться вдали от крупных населенных пунктов. Их не должно быть ни в Петербурге, ни на территории Балтийского региона. Плавучую АЭС строят для Чукотского автономного округа. Проводить испытания в этом случае можно, например, в Баренцевом море.
Большие сюрпризы
Опыт работы с ядерными объектами, в том числе с атомными подлодками, показывает, что могут быть большие сюрпризы. Но о них мало что известно — все материалы засекречены.
К счастью, когда запускается реактор, в нем еще нет плутония. Наработка плутония в свежем топливе начинается после запуска станции.
Поясню, плутоний — продукт, который возникает при производстве энергии на атомной станции. Он содержится в ядерном топливе.
Период полураспада плутония — 24 тыс. лет. Это элемент, который практически отсутствовал на Земле — он исчислялся, по оценкам экспертов, десятками килограммов. Таким образом, этот элемент не участвовал в эволюции экосистем на протяжении миллионов лет.
Массово плутоний начал накапливаться после того, как запустили атомную энергетику. Это один из самых токсичных элементов. Если произойдет авария и плутоний попадет в окружающую среду, последствия для людей и всей экосистемы Балтийского моря будут катастрофическими.
Поза страуса
Позиция депутатов городского парламента, когда они отказались запрашивать информацию по плавучей АЭС, — позиция страуса. Это первый проект плавучей АЭС, поэтому механизмы законодательного регулирования еще не проработаны. Оператор новой станции принимает решения исходя из своих интересов. Интересы жителей города, на которых этот объект может повлиять (а это 5 млн человек), не принимаются во внимание.
Поведение власти — преступление против избирателей, которые за эту власть голосовали. Это результат сложившейся за последние годы политической структуры, которая ориентирована на монопольное право первого лица государства принимать решения.
Остальные участники системы лишь подстраиваются под этот политический мейнстрим.
О прочих угрозах
Такое положение вещей может иметь серьезные последствия. Причем речь идет не только о плавучей атомной станции. Опасность представляет и новая АЭС, которая возводится в 40 км от Петербурга, а также вывод из эксплуатации старой станции — ЛАЭС, первый блок которой остановят в следующем году, и перемещение через Петербург отработанного атомного топлива. Последнее даже опасней, чем «Академик Ломоносов».
Это вызовы, которые общество пока просто не видит. Осознание придет, только когда возникнет чрезвычайная ситуация.
Поэтому важна общественная дискуссия с участием оператора этих объектов (Росатома), властей и общественности. Только взаимодействие этих трех социальных групп обеспечит принятие сбалансированных решений, которые учитывают интересы всех сторон. Сейчас этого нет.
Возможно, запуск реакторов безопасен, но пусть это будет доказано. Доказательства должны быть понятны и прозрачны для общества и для власти. Этих доказательств я не вижу.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.