«Дети вместо цветов»: как благое намерение обернулось новым побором
Популярная благотворительная акция «Дети вместо цветов», проходящая в России шестой раз, неожиданно стала предметом дискуссии в интернете. Автором акции, напомним, была московский педагог Ася Штейн — она предложила школьникам и их родителям не дарить ей многочисленные букеты цветов (ограничившись одним), а сэкономленные деньги направить на благотворительные цели. Идею поддержали многие учителя, дети и даже администрации школ по всей стране.
В течение последних пяти лет число сторонников акции стремительно росло, равно как и география ее распространения. Вместе с тем, как заметила административный директор благотворительного фонда AdVita Елена Грачева, за эти годы основополагающий принцип акции — добровольное участие — постепенно сошел на нет, и акция стала обрастать разными формами коллективного принуждения. Более того, усилиями многих родительских комитетов иногда она становится источником взаимной агрессии.
Своим мнением по поводу акции с РБК Петербург поделились также некоторые учителя.
Елена Грачева, административный директор фонда AdVita:
«Акция «Дети вместо цветов» сейчас существует в ряде форматов, не все из которых, на мой взгляд, приемлемы. Наиболее распространен такой: предлагается подарить учителю один букет, а все деньги на остальные потенциальные букеты перевести в какой-нибудь фонд, и это обсуждается исключительно родителями. Я видела несколько скриншотов из родительских чатов: кто-то из родителей предлагает, родители это обсуждают и принимают коллективное решение — «за» или «против».
Моя позиция в том, что никаких коллективных решений здесь быть не может. Благотворительность должна оставаться добровольной и осознанной. Любая коллективная форма принуждения недопустима. Решение должен принимать не родительский чат, а сам ребенок. То есть школа говорит своим ученикам, что, мол, есть такая акция, а дальше сами решайте — мы примем любое ваше решение. Родители, которым идея импонирует, разговаривают с ребенком, и ребенок имеет полное право согласиться или отказаться. Понимаю, что выглядит идеалистично, но я семьи, в которых принято с ребенком советоваться, знаю, и их становится все больше.
Если смотреть на проблему шире, букеты на 1 сентября — это одна из позднесоветских традиций, которые в последнее время становятся предметом горячих споров ровно потому, что выросло поколение (может быть, не одно), для которых любое действие должно иметь смысл. В том числе и участие в коллективных ритуалах. Это люди, которым статусное потребление (а дорогие букеты на 1 сентября — это именно оно) чуждо совершенно. Напомню, что московский учитель Ася Штейн (предложила провести это акцию в 2014 году — ред.), которая несколько лет назад предложила своим ученикам не дарить ей кучу букетов, а вместо этого кому-то помочь, выразила точку зрения довольно большого числа учителей: когда дарят не цветы с дачи, а роскошные букеты за большие деньги, учитель чувствует себя как минимум неловко. То есть сама по себе эта мысль представляется мне здравой и человеческой. Но как только эта история ушла в массы, она стала обрастать разными формами коллективного принуждения, которого хотелось избежать.
«Букеты на 1 сентября — одна из позднесоветских традиций, которые становятся предметом горячих споров ровно потому, что выросло поколение, для которого любое действие должно иметь смысл»
Поэтому совершенно точно эта акция не должна касаться младшей школы, когда ребенок еще не очень умеет формулировать свою точку зрения и отстаивать ее. Но в средней и старших школах разговор родителей со своим ребенком по этому поводу вполне возможен.
Некоторые родители предлагают компромисс в стиле «а мы и букет купили, и денег перевели». Если это опять коллективное решению родительского чата, то эта форма ещё хуже просто отказа от букета в пользу фондов. Так обязательный благотворительный взнос входит в пул школьных поборов, которые всем ненавистны. Я уже не говорю о семьях, у которых проблемы с деньгами, и они явно не готовы к принудительной благотворительности. А если они вообще никаких денег не собирались тратить, а везут букеты с дачи? На выходе мы имеем ту же кучу букетов для учителя, который не знает, куда их девать, и при этом абсолютный абсурд в глазах ребенка: если смысл был в личном поступке, личном отказе от букета, то тут его нет. А если семья просто хочет поддержать какой-то фонд, то при чем тут 1 сентября?
«Обязательный благотворительный взнос входит в пул школьных поборов, которые всем ненавистны»
А когда дело доходит до «табличек» и «списков сдавших денег», это настолько очевидное зло, что можно его отдельно и не комментировать.
Возвращаясь к сути акции: ее польза и вред целиком зависит от формы проведения. Она может быть проведена нетравматично и с умом, а может стать источником взаимной агрессии. Все, как всегда, зависит от привычки ходить или не ходить строем. Я надеюсь, что коллективных решений в родительских чатах будет становиться все меньше, а индивидуальных разговоров с детьми все больше, и люди примут, наконец, ту мысль, что можно отмечать какие-то праздники по-разному, и это совершенно нормально».
Юрий Сипинев, учитель петербургской гимназии № 61:
«С акцией «Дети вместо цветов» я знаком уже не первый год и, честно говоря, считаю ее унизительной, прежде всего по отношению к учителям. Благотворительностью можно заниматься не только 1 сентября — для этого есть любой другой день. Человек, который хочет сделать доброе дело, обычно не ищет повода для этого. Возможно, за этой акцией, действительно, стоит определенная идеология, но все же это одноразовое событие и со стороны смотрится оскорбительно — словно учителя что-то отбирают у детей (и у тех, и у других) — и нравственнее было бы это изменить.
1 сентября — это неотъемлемая культурная традиция для школы. Для ребенка это важный праздник, который просто нельзя представить без цветов. Цветы должны дариться от чистого сердца, ведь это знак благодарности, любви, уважения. Школа — это территория ребенка, и он сам должен решить, дарить учителю цветы или нет. Детям это придает уверенности, они учатся дарить цветы и соотносить это с праздником. Может, в некоторых случаях мальчики могут испытывать чувство неловкости, но я ни разу не встречал отторжения. Главное, чтобы ребенок сам этого хотел. В один букет от целого класса я не верю, потому что это противоестественно. Либо пусть вообще никакие цветы не дарят, либо пусть остается так, как было.
«Честно говоря, считаю эту акцию унизительной, прежде всего по отношению к учителям»
Конечно, нужно прислушиваться к мнению детей. Старшеклассники могут принимать решение самостоятельно, но маленькие дети не имеют полноценного представления о том, чем и, главное, как живет школа. Все практические решения за них принимают родители, потому что они лучше подкованы в этих вопросах. На мой взгляд, детей не стоит привлекать к этому — они еще слишком неопытны, но учитывать их позицию нужно обязательно. Для галочки эти цветы никому не нужны. Есть человеческие отношения, которые установятся и без этого».
Ирина Тарасова, преподаватель центра содействия эффективному обучению «Лагранж»:
«Мне крайне симпатична эта акция. Если она будет проходить постоянно, я буду просто счастлива. 15 лет я отработала учителем средней школы, и каждый раз, когда 1 сентября мне выдавали эти цветы, я просто не знала, что с ними делать, куда их деть. Конечно, когда твой класс ведрами заставляют цветами — это кажется даром признательности. Сначала даже тешится самолюбие, но потом просто понимаешь, что все это абсолютно бессмысленно. Кроме того, мне всегда было жалко цветы, которые засыхали. Мне кажется, что цветы должны быть исключительно символическим подарком, не более. Педагогика должна воспитывать чувство сострадания и понимания других. И в таком смысле это прекрасная акция.
Другое дело, если благотворительность становится обязанностью, и тогда это перестает иметь какой-либо смысл. К сожалению, у нас большинство хороших начинаний превращается в формальную историю. Участие в акции должно быть добровольным, и для этого педагог должен давать правильный комментарий.
«Когда твой класс ведрами заставляют цветами, сначала тешится самолюбие, но потом понимаешь, что это бессмысленно»
Маленьким детям, например, очень важно прийти 1 сентября с букетом — для них это признак искренности. В старших классах эти вопросы нужно решать всей семьей и при этом обязательно прислушиваться к мнению ребенка. Конечно, было бы правильно, если бы дети сами покупали цветы или участвовали в благотворительной акции, но пока они не работают, решение должно приниматься совместно с родителями. Для выпускников, например, важно подарить букет учителю, потому что для них это прощание со школой, с классом. Если среди ребят будут желающие поучаствовать в акции — я думаю, можно будет найти способ и учителю букет купить, и другим детям помочь. Главное, чтобы это было их решение и их желание».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.