Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Приехали: Gett и Сбербанк раскрыли условия сотрудничества

В конце ноября 2016 года Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн. Вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин и основатель Gett Дэйв Вайсэр раскрыли РБК подробности этой сделки и детали сотрудничества двух компаний
Фото: Виктория Демидова / Lori
Фото: Виктория Демидова / Lori

В конце ноября 2016 года израильский сервис такси Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн с опционом на свои акции.

Тогда стороны не раскрыли деталей этой сделки. Как рассказал РБК вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин, ​банк от агрегатора получил варранты (warrant) на акции, то есть право купить ценные бумаги по цене последнего инвестиционного раунда (последним для компании было привлечение $300 млн от автоконцерна Volkswagen в июне 2016 года).

По словам Рацина, банк сможет реализовать варранты в случае наступления события ликвидности — выхода Gett на биржу или продажи значительного пакета стратегическому инвестору. Обычно владелец варранта может получить разницу между указанной в нем ценой акций и стоимостью бумаг компании при размещении или сделке.

Рацин не раскрывает, какая цена указана в варранте, как и то, на какой пакет он распространяется. Топ-менеджер Sberbank CIB лишь отметил, что соотношение объема средств для выкупа акций по варранту к сумме инвестиций может варьироваться в диапазоне 3–30%. «Речь не идет о получении пакета акции и участии в управлении, это финансовый инструмент получения дополнительного дохода за принятый банком риск», — пояснил Оскар Рацин.

Когда может состояться размещение на бирже или продажа стратегическому инвестору, в Сбербанке и Gett не прогнозируют.

Компания Gett была основана в 2010 году (изначально называлась Gettaxi). Помимо России сервис работает в Израиле, США и Великобритании. По итогам 2016 года оборот Gett составлял около $1 млрд, в одной из стран присутствия компания стала прибыльной, рассказал основатель Gett Дэйв Вайсэр, но не уточнил, в какой именно. По данным Crunchbase, за время существования Gett привлек венчурное финансирование от девяти инвесторов на общую сумму $613 млн.

По банковскому тарифу

При этом, по словам Вайсэра, компания рассчитывает сотрудничать со Сбербанком по ряду направлений. В частности, он может кредитовать покупку новых автомобилей водителями Gett, сообщил Вайсэр РБК. «Наше стратегическое партнерство с концерном Volkswagen предусматривает совместную программу лизинга автомобилей для партнеров сервиса на выгодных условиях. Теперь же благодаря партнерству с группой Сбербанк мы могли бы помогать нашим водителям в получении кредита на машины по этой программе. Речь идет о потенциально интересном для банка портфеле: 100 тыс. автомобилей — это около $1,5 млрд, но по одиночке с такими заемщиками банкам сейчас неинтересно работать», — отметил основатель Gett. Он объяснил это тем, что водители такси, как правило, являются индивидуальными предпринимателями, оборот бизнеса которых невелик. Обычно банки готовы выдавать им кредиты на приобретение автомобиля под 20%. «Наше сотрудничество позволит снизить процент, поскольку мы можем выступать как платежный агент водителей, проводить анализ и первичную проверку, создать для банка постоянный поток и совсем другое кредитное качество», — говорит Дэйв Вайсэр.

Кроме того, группа Сбербанк могла бы предложить водителям страховые программы — жизни и транспортного средства, кредит на квартиру и другие услуги, предположил представитель Gett. Когда это может произойти, в компании не прогнозируют.

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Опрошенные РБК финансовые эксперты скептически отнеслись к идее такого партнерства. Как отметил директор департамента дистанционного автокредитования Локо-банка ​Кирилл Григорьев, с точки зрения банкиров таксисты не самые лучшие заемщики независимо от компании, на которую они работают. «Их проблема заключается в том, что любое, даже минимальное, повреждение авто приводит к потере заработка, а следовательно, к просрочке платежа. Кредитовать таксистов стоит только в том случае, если первоначальный взнос составляет не менее 50%», — рассуждает Григорьев.

Источник РБК в одном из крупных банков говорит, что автокредитование таксистов — партнеров таких приложений, как Gett, Uber, «Яндекс.Такси», — это очень высокорисковая часть банковского бизнеса. Тут риски выше, чем при автокредитовании физлиц, потому что бизнес-план индивидуального предпринимателя рассчитать невозможно. «Не думаю, что партнерство с такими компаниями по крупным кредитным линиям может повлиять на снижение ставки для них», — сомневается собеседник РБК.

Gett в рост

По словам Вайсэра, с помощью программ льготного автокредитования и предложения дополнительных финансовых продуктов компания Gett намерена «повысить лояльность своих партнеров-водителей». Кроме того, она рассчитывает на экспертизу банка в части развития бизнеса в регионах. Сейчас сервис работает в 70 городах (в 40 компания вышла за последние полгода) и намерен расширять свое присутствие. «Сбербанк — крупнейший финансовый бизнес в России, который обладает обширной сетью отделений по всей стране. Он может помочь как с выбором населенных пунктов, логистикой, так и с поддержкой, опытом», — отметил Вайсэр. Кроме того, по его словам, Сбербанк и Gett могут достигнуть синергии в области мобильных платежей. Речь идет как об онлайн-интеграции с системой оплаты «Сбербанк Онлайн», когда пассажиры, у которых установлено приложение банка, смогут выбирать такую опцию оплаты такси, так и добавление возможности заказа такси из приложения Сбербанка.

По оценке UBS, по итогам 2016 года объем российского рынка такси составил 526 млрд руб., к 2021 году он вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%. Лидером рынка является «Яндекс.Такси», который в 2017 году будет, по прогнозу UBS, занимать 60% в сегменте онлайн-заказов, а к 2021 году — 55%.

По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Константина Белова, перед всеми сервисами онлайн-заказа такси сейчас стоит задача набрать критическую массу пользователей. «Для подобных сервисов важен эффект масштаба, важно, чтобы его знали и воспринимали как лидера рынка. Экспансия — это попытка занять позиции на растущем рынке, которые потом будут давать отдачу», — отметил Белов. По его мнению, для успешной экспансии нужны деньги и стимулы для привлечения водителей.

Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» (работает в 69 городах с населением более 100 тыс. человек), заметил, что финансы для экспансии необходимы, но они не главное для достижения успеха. «Скорость экспансии в крупные города главным образом зависит от того, насколько слаженно и согласованно работают все команды компании — менеджмент, маркетинг, финансы, IT-cлужбы, юридическая службы и т.д., насколько масштабируема IT-инфраструктура в целом. Выходу в каждый новый город предшествует огромная подготовка, начиная с первичной аналитики и поиска партнеров (таксопарков и диспетчерских) и заканчивая разработкой тарифной сетки, отбором и подготовкой водителей. Для массового сервиса процесс запуска в новых городах должен, по сути, быть хорошо отлаженным и беспрерывно работающим конвейером», — отметил Исаев.

«Яндекс.Такси» сейчас оказывает услуги в шести странах. Это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Казахстан. Количество городов отдельно в России, в которых работает сервис, не раскрывается.

Проверка практикой

Gett помогает Сбербанку в реализации проекта по переводу корпоративного автообслуживания на аутсорсинг. В течение года сотрудники Сбербанка использовали корпоративное решение Gett, что позволило сэкономить около 44% транспортных расходов, рассказал Вайсэр (абсолютный показатель, как и расходы Сбербанка по этой статье, не раскрывается). Экономия складывалась из отсутствия необходимости приобретать и обслуживать машину в собственном автопарке, а также коэффициента использования машин, то есть эффективности. Если у частной машины коэффициент использования составляет около 4–5%, у обычной машины такси — около 20%, то у машин, сотрудничающих с такими сервисами, как Gett, — до 50%, отметил Дэйв Вайсэр. Представитель Сбербанка подтвердил слова Вайсэра.

По словам представителя сервиса заказа такси «Максим», экономия в подобном проекте во многом зависит от того, как ранее было организовано транспортное обслуживание в компании. «Корпоративное обслуживание — это удобно для организаций, которые не имеют собственного автопарка или затраты на его содержание превышают лимиты. Работать с современными сервисами заказа такси действительно может быть выгоднее, чем содержать собственный гараж, когда нужно нести расходы на покупку и ремонт автомобилей, платить фиксированную зарплату водителям, механикам независимо от их занятости, оплачивать сверхурочные и больничные», — рассуждает он. Однако он предупреждает, что есть вероятность, что на всех, кому нужно ехать, машин может не хватать и нужно подстраиваться под график других. В таком случае сервис будет неэффективным.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Почему в больших городах все чаще строят жилые проекты у водыНедвижимость, 14:14
Российские гипермаркеты «О’Кей» продадут менеджментуБизнес, 14:11
ЦБ Турции снизил ставку впервые за почти два года, отступив от 50%Инвестиции, 14:10
Японская авиакомпания JAL заявила о повлекшем задержки рейсов сбоеТехнологии и медиа, 14:01
«ВТБ Мои Инвестиции» добавили акции «Т-Технологий» в топ-10 акций РоссииИнвестиции, 14:00
Большунов проиграл 0,7 секунды на финише марафона на чемпионате РоссииСпорт, 13:59
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешитPro, 13:59
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 13:58
МВД заявило о задержании 44 подозреваемых после подрывов банкоматовОбщество, 13:56
Участники китайской «Игры в кальмара» потеряли тысячи долларовОбщество, 13:55
ЦБ запланировал нарастить долю платежей по лицу и QR до 16% за три годаФинансы, 13:51
В РУСАДА назвали сроки допуска Валиевой к централизованным тренировкамСпорт, 13:45
В Госдуму внесли законопроект о полном запрете продажи вейповПолитика, 13:40
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проектыPro, 13:37