«Газпром-Медиа» создаст свой венчурный фонд
Холдинг «Газпром-Медиа» создает подразделение для инвестиций в технологические компании Gazprom Media Ventures, рассказал журналистам глава «ГПМ-Технологии» Вадим Федотов. «ГПМ-Технологии» — цифровое подразделение медиахолдинга, объединяющее все интернет-проекты «Газпром-Медиа» — продавца онлайн-рекламы «ГПМ-Диджитал», медиаплеер RuTube, онлайн-кинотеатры Zoomby и Now.ru. Gazprom Media Ventures создается внутри «ГПМ-Технологии». О развитии венчурного направления медиахолдинга ранее говорил председатель правления «Газпром-Медиа» Дмитрий Чернышенко, отмечает агентство RNS-Online.
Первые венчурные сделки Gazprom Media Ventures могут состояться уже в 2016 году, сообщил Федотов. Работа фонда «Газпром-Медиа» будет отличаться от привычной модели венчурного инвестирования. Gazprom Media Ventures не будет вкладывать деньги в приглянувшиеся проекты, а будет продвигать компании на своих рекламных мощностях в обмен на процент от выручки (модель media for revenue share) или долю в бизнесе (media for equity), уточнил Федотов. В первом случае фонду интересны проекты в сфере электронной коммерции, во втором — технологические компании с оборотом от $1 млн в год.
Федотов уточнил, что холдинг уже запустил «пилотный проект с компанией», партнерство с которой выгодно «Газпром-Медиа» как продавцу онлайн-рекламы. Как называется компания, Федотов не сообщил. От дальнейших комментариев руководитель «ГПМ-Технологии» отказался, сославшись на то, что пока работа Gazprom Media Ventures находится «на самом начальном этапе».
«Media for equity — одна из возможных альтернативных венчурных моделей, которую впервые реализовал немецкий фонд Seven Ventures (среди известных портфельных инвестиций, например, производитель носимых фитнес-трекеров Jawbone. — прим. РБК)», — рассказал директор по инвестициям фонда Maxfield Capital Алексей Тукнов. Сделки с использованием подобной модели часто закрываются в синдикате с традиционным венчурным фондом, так как компании, помимо рекламных мощностей, испытывают потребность в прямом финансировании, добавляет он. Создание венчурной структуры таким крупным игроком, как «Газпром-Медиа», — хороший сигнал для венчурного рынка, который «подтверждает разворот российских компаний к активному использованию венчурных инструментов», считает Тукнов.
«Газпром-Медиа» не первый медийный холдинг, создающий инвестиционное подразделение. В 2011 году компания «Афиша-Рамблер» (на тот момент входила в холдинг «ПрофМедиа») создала фонд объемом $1 млн. Размер инвестиций от «Рамблер-Фонда» на начальном этапе — до 3 млн руб. сроком от шести месяцев до года, говорится на сайте фонда. В качестве объектов для инвестиций фонду интересны проекты в сфере медиа и электронной коммерции с готовым прототипом и бизнес-планом. В 2012 году фонд «Рамблер», например, вложил средства в интернет-сервис TimePad, который позволяет организовать и проводить мероприятия. Размер инвестиций стороны не раскрывали.
Осенью 2015 года о запуске собственного венчурного фонда объявила АФК «Система». Возглавил инвестструктуру бывший вице-президент Mail.Ru Group Алексей Катков. Специализация фонда — инвестиции в новые медиа, финансовые и околофинансовые сервисы и рекламные технологии, был создан на базе дочерней компании «Система Масс-медиа» (СММ; управляет медийными активами АФК «Система»). Первые сделки могут пройти уже в 2016 году, писал «Коммерсантъ».
В «Газпром-Медиа» входят телеканалы НТВ, ТНТ, «Пятница», «2 х 2», ТВ3 и «Матч ТВ», радиостанции («Авторадио», «Эхо Москвы», «Юмор FM» и др.), ИД «7 дней», спутниковый оператор «НТВ-Плюс», кинокомпания «Централ Партнершип» и видеохостинг RuTube. Операционные доходы «Газпром-Медиа» за девять месяцев 2015 года составили 48,7 млрд руб., операционная прибыль — 2 млрд руб., следует из отчетности Газпромбанка.