ФСБ выступила против поэтапного введения «закона Яровой»
ФСБ выступила против создания пилотных зон в регионах для тестирования так называемого закона Яровой в части, касающейся операторов связи и интернет-компаний. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на участников совещания, которое состоялось на площадке рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве.
По информации агентства, в повестке заседания значились вопросы о выборе регионов, сетей связи и возможных источников финансирования пилотных зон, а также — о поэтапном введении требований закона. По словам одного из источников, представители ФСБ выступили против трех пунктов повестки и «агрессивно смотрят на поэтапность введения требований». Основной аргумент ФСБ заключается в том, что технические возможности для реализации закона существуют и сейчас.
По информации «Интерфакса», ФСБ рассчитывает к 30 июня разработать нормативно-правовой акт, в котором появятся конкретные сроки и формат, в котором должна будет храниться информация.
Куратор рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве Ирина Левова, принимавшая участие в заседании рабочей группы, подтвердила РБК, что ФСБ выступила против создания пилотных зон в регионах для тестирования «закона Яровой». «При такой позиции ФСБ смысла в «пилотах», наверное, нет. Они являются заказчиками и, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы провести «пилотирование». Если заказчик не заинтересован, наверное, нет смысла», — заявила Левова.
В ФСБ не ответили на вопросы РБК. Представитель Минкомсвязи заявил, что министерство воздержалось от голосования по вопросу о создании пилотных зон. По его словам, вопрос, по мнению ведомства, «требовал более тщательной проработки со всеми заинтересованными сторонами». При этом представитель Минкомсвязи заявил, что вопрос поэтапности при реализации норм антитеррористического пакета поправок в законодательство «не дискутировался, так как никто против них не возражал». В самом Минкомсвязи поэтапность поддерживают.
Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов сообщил РБК, что согласен с подходом ФСБ в вопросе создания пилотных зон в регионах для тестирования «закона Яровой». «Ввиду экстерриториального характера возможных связей и коммуникаций преступников тестирование требований закона в отдельно взятых и географически ограниченных зонах представители правоохранительных органов считают нецелесообразным. И я с таким подходом согласен. С учетом представленных аргументов считаю позицию ФСБ в этом отношении содержательной и корректной», — заявил Абызов. По словам министра, в порядке эксперимента — до сроков, закрепленных в законе, — можно было бы тестировать реализацию его требований на определенных территориях. «С целью выявления технических особенностей и понимания финансовых затрат. Но с точки зрения борьбы с глобальной террористической угрозой большого практического смысла это не имеет», — уверен Абызов.
Принятый летом 2016 года антитеррористический пакет поправок, получивший неофициальное название «пакет Яровой» (по фамилии одного из авторов документа — депутата Госдумы Ирины Яровой) в том числе предписывает операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, сайты с форумами) до полугода хранить записи звонков и содержания переписки своих абонентов и пользователей и до трех лет — информацию о фактах коммуникаций. В законе указано, что точный срок, объемы и другие детали хранения должно определить правительство.
Идеи о создании пилотного проекта и поэтапной реализации положений закона были озвучены на заседании экспертной группы в середине января. В феврале она выпустила отзыв, в котором поддержала эти инициативы. Как утверждал источник «Ведомостей», в связи с этим сроки реализации «закона Яровой» могут быть сдвинуты до 2019 года.
Представители МТС и «ВымпелКома» отказались комментировать отказ от создания пилотных зон. Представитель «МегаФона» сообщил, что компания выступает «за создание пилотных зон», поскольку «реализация проекта поможет рынку объективно оценить ситуацию: посмотреть на возможность реализации закона, оценить стоимость решения».