Пятая часть россиян будет работать удаленно к 2020 году
Число сотрудников, удаленно работающих в России, в 2014 году составило около 2,53 млн человек против 2,3 млн в 2013 году, оценили специалисты J'son & Partners Consulting. Всего в России в прошлом году численность работающего населения составила около 68 млн человек, по данным Федеральной службы государственной статистики. Получается, что доля удаленно работающих сотрудников в прошлом году не превысила 4% против 34–36% в США (по данным McKinsey).
Однако к 2020 году эта цифра вырастет до 20%, прогнозирует исследовательская компания J'son & Partners Consulting. А совокупная экономия от перехода на удаленную работу превысит 1 трлн руб. Для сравнения: эта цифра вдвое превышает текущий объем всего российского IT-рынка, который Минэкономразвития оценивает в 698 млрд руб. по 2014 году.
Опрос J'son & Partners Consulting, в котором приняли участие 315 руководителей из разных компаний в 15 регионах страны, показал, что в России более 40% фирм работает с удаленными сотрудниками. Доля крупных компаний (с числом работников более 250 человек) среди них составляет около 36%, а в Москве и Санкт-Петербурге — 41%. Больше всего удаленных сотрудников задействовано в ретейле, телекоммуникационной отрасли, промышленных, строительных и IT-компаниях.
Аналитики J'son & Partners Consulting считают, что сегмент дистанционной занятости сейчас растет в силу ряда причин: этому способствует повсеместное распространение широкополосного доступа в интернет, видеоконференций и облачных сервисов. Подобные инструменты дают возможность организациям существенно сокращать издержки, создавать дополнительные конкурентные преимущества и привлекать высококвалифицированных сотрудников, для которых возможность работать удаленно из любого удобного им места является бонусом, говорится в отчете.
По подсчетам аналитиков, каждый сотрудник, начинающий работать удаленно и обеспеченный необходимыми условиями (компьютером, программами и т.д.), будет приносить экономике компании 170 тыс. руб. ежегодно. Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в России уже составляет 68 млрд руб. в год. Эта сумма складывается из четырех факторов: отсутствия необходимости тратить время на дорогу до офиса (22 млрд руб.), доступа к рабочему месту даже в период больничного (5 млрд руб.), экономии на содержании офисного места (38 млрд руб.) и снижения затрат на оплату труда за счет найма сотрудников из регионов (3 млрд руб.).
Однако в России остаются и сдерживающие факторы для повсеместного распространения дистанционной занятости, отмечают специалисты. В частности, работодатель опасается, что не сможет контролировать сотрудника, который находится вне офиса, а внутренняя корпоративная информация окажется под угрозой. Кроме того, некоторые работодатели не могут или не хотят выстраивать работу с удаленными сотрудниками — например, проводить планерки по Skype.
Концепция удаленной работы возникла в первой половине 1970-х годов в США. Причиной такого тренда стало бурное развитие в области IT: новые способы связи и передачи информации позволили сотрудникам время от времени или постоянно работать вне офиса. Идея такой работы заключается в том, что если сотрудник вне офиса с помощью средств связи и компьютерных технологий сможет работать со всеми необходимыми документами или файлами, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками и выполнять свои функции, то можно попробовать сократить издержки, связанные с его перемещением до офиса и обратно.
Александр Абакумов, консультант практики «IT & Телеком» рекрутинговой компании Hays в России, считает, что доля в 20% удаленных сотрудников к 2020 году это не тренд, а естественное развитие экономики. Но конкретная доля виртуальных рабочих мест будет зависеть от того, какие законы будут приняты в России к этому времени, добавил он. Может быть принят закон, который ускорит или, наоборот, замедлит рост числа удаленно работающих сотрудников, отметил Абакумов. Например, закон «О персональных данных» уже привел к тому, что работодателям приходится нанимать новых сотрудников для работы на территории компании с базами данных, которые раньше хранились за пределами России, поясняет эксперт.
По словам Абакумова, компаниям вряд ли удастся сэкономить средства благодаря тому, что сотрудник не будет тратить время на дорогу из дома до офиса: оно и сейчас, по сути, не включено в рабочий день. Также удаленные сотрудники не всегда соглашаются работать во время больничного, продолжает Абакумов, даже если у них есть удаленный доступ к рабочему месту. «Я знаю случаи, когда люди увольнялись из-за того, что их заставляли работать в отпуске», — отметил он.
Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев считает, что к 2020 году количество вакансий, предлагающих удаленную работу, достигнет примерно 6–8% от общего числа. В 2010 году доля таких вакансий была 0,56%, а в 2015 году она увеличилась до 4,05%, по данным компании. «Большой вопрос, когда рост числа вакансий, предлагающих удаленную работу замедлится. Думаю, это произойдет, когда доля подобных вакансий достигнет уровня 12–15%, то есть лет через семь, не раньше», — прогнозирует Лебедев. При этом развитие технологий значительно подстегивает спрос на удаленную занятость: сейчас так работать намного проще, чем в 2010 году, подчеркнул эксперт.
Международная компания J'son & Partners Consulting работает на рынке с 1996 года. Она специализируется на исследованиях всех сегментов рынков телекоммуникаций, информационных технологий и медиа в России, СНГ и Центральной Азии. Компания готовит рейтинги и прогнозы, ее постоянными клиентами являются около 200 компаний. Ежегодно J'son & Partners Consulting выпускает более 300 тематических исследований.
Сервис для удаленной работы «Битрикс24» является продуктом российском компании «1С-Битрикс», которая была образована из двух структур — 1С Бориса Нуралиева и «Битрикс». Последнюю в 1998 году основал Сергей Рыжиков. В 2007 году Нуралиев и Рыжиков объявили о создании совместного предприятия ООО «1С-Битрикс» (владеют по 50%). Компания занимается системами управления веб-проектами и интернет-решениями. Ее финансовые показатели не раскрываются.
Источник: J’son & Partners Consulting