Пятилетний забег: как изменился «Яндекс» с момента IPO
Главный по рекламе
«Яндекс» проводил IPO абсолютным лидером российского интернет-рынка, и инвесторам это нравилось: в первый день торгов, 24 мая 2011 года, бумаги компании подорожали на 55%. Аудитория Рунета на тот момент составляла 30,3 млн человек в возрасте 12–64 лет (данные TNS), из которых 25,8 млн, то есть 85%, пользовались сервисами компании. Спустя пять лет «Яндекс» сохраняет за собой звание главной по аудитории корпорации: его сервисами пользуются почти 45,8 млн человек, что составляет около 76% общей аудитории.
Не сменился у «Яндекса» и главный конкурент — как и в 2011 году, им остается американская интернет-корпорация Google, которая запустила русскоязычную версию сайта в 2001 году. К моменту выхода российской компании на биржу Google удалось «отвоевать» у «Яндекса» и других сервисов 22% поисковых запросов пользователей в Рунете. Компания Mail.Ru, которая с 2009 года использовала поисковый движок Google, а позже создала собственную технологию, получала 8% общего числа запросов. Самому Yandex.ru к моменту выхода на биржу принадлежало 65% запросов, притом еще в 2008 году этот показатель был равен 55% (данные Liveinternet из проспекта к IPO). К апрелю 2016 года поисковая доля «Яндекса» снизилась до 57,6%, причем Google получал уже 36% (данные Liveinternet).
В отличие от доли в поиске позиции «Яндекса» на рекламном рынке за пять лет укрепились. По итогам 2010 года выручка компании от продажи рекламы в Сети составляла 12,2 млрд руб. (общая — 12,5 млрд руб.), при этом весь рынок интернет-рекламы тогда достигал 26,7 млрд руб. (данные ZenithOptimedia). К 2016-му доля «Яндекса» на рынке выросла с 46 до 60%: по итогам прошлого года рекламная выручка компании составила 58,2 млрд руб. при общем объеме российского рынка в 97 млрд руб. (данные АКАР).
Голоса Воложа
За пять лет публичности состав акционеров «Яндекса» сильно поменялся. Акции компании продали полностью или практически полностью некогда крупнейшие держатели — фонды Baring Vostok и Tiger Global, вышли из капитала «Яндекса» один из первых его инвесторов Леонид Богуславский, а также структуры Всемирного банка и Morgan Stanley. При этом интерес к «Яндексу» со стороны иностранных инвесторов остается: к примеру, за последние пять лет пришли и ушли фонды Oppenheimer и Comgest, а в 2015–2016 годах ряды акционеров российской компании пополнили фонды из семейства Capital Group и Baillie Gifford & Co.
Сотрудники, в частности разработчики, это главный актив компании, любят подчеркивать представители «Яндекса». И добавляют: «И главная расходная статья». Затраты компании на разработку (преимущественно на оплату труда) за 2015 год выросли в 1,5 раза, составив 13,4 млрд руб. Для сравнения, это сопоставимо с 22,5% годовой выручки компании.
В 2015 году немного вырос процент уходящих (см. график), признает директор «Яндекса» по коммуникациям Очир Манджиков. Основная причина, по его словам, отъезд людей за границу. В то же время принципы найма программистов в компанию стали жестче: появилось «структурное многосекционное интервью для разработчиков», добавляет он. С другой стороны, в «Яндексе» появились новые направления, в том числе в российских регионах и за пределами страны, поэтому выросла потребность в людях, которые умеют строить и развивать бизнес-процессы, уточняет Манджиков. К примеру, на «немосковскую» часть команды «Яндекса» сейчас приходится 30–40% всего штата.
Сегодня 76% действующих сотрудников компании имеют стаж менее пяти лет, аналогичный показатель за 2011 год — 92%, следует из внутренней статистики «Яндекса». Впрочем, многие из тех, кто приходил в «Яндекс» на вакансии, например, программистов, доросли до руководителей новых бизнесов: в частности, нынешний генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян, ранее возглавлявший работу над «Яндекс.Браузером», или текущий глава «Яндекс.Вертикалей» Антон Забанных, несколько лет руководивший в компании «Персональными сервисами». Менеджеров, которых в компании «вырастили изнутри», в «Яндексе» в шутку называют «олимпийским резервом».
По статистике «Яндекса», сейчас 56% сотрудников младше 30 лет, в 2011 году в эту категорию попадали 65% штата. Средний возраст за пять лет почти не изменился — с 29,1 до 30,4 года. Вырос приток в компанию олимпиадников и победителей международных конкурсов, отмечает представитель «Яндекса».
Прогноз роста
Выручка «Яндекса» с момента выхода на IPO выросла почти в пять раз (см. график). При этом по итогам 2015 года годовая скорректированная чистая прибыль «Яндекса» впервые за время пребывания компании на бирже NASDAQ снизилась на 11% год к году, до 12,2 млрд руб. Уменьшение показателя, как писал РБК, связано с расходами компании на поддержание зарплат разработчиков «на конкурентном уровне», на продвижение сервисов и на валютную аренду офиса в Москве (во второй половине 2016-го компания должна выкупить занимаемую часть бизнес-центра). К концу 2015 года падение скорректированной чистой прибыли замедлилось — в четвертом квартале оно составило только 8%, тогда как на протяжении года этот показатель снижался в динамике 10–16%, отмечала пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.
Впрочем, экономический кризис и сокращение бюджетов рекламодателей сказались в 2015 году не только на «Яндексе». У холдинга Mail.Ru Group также впервые с момента выхода на биржу (осень 2010 года) по итогам прошлого года снизилась чистая прибыль на 13,6%, до 9,9 млрд руб., писал РБК.
Несмотря на снижение показателей по чистой прибыли, инвесторы позитивно отреагировали на последнюю годовую отчетность «Яндекса», поскольку компания превзошла финансовые ожидания аналитиков, спрогнозировала 12–18-процентный рост выручки на 2016 год и нарастила объем дохода по нерекламным статьям. На открытии торгов на NASDAQ стоимость акций «Яндекса» подскочила на 6,3%. В отчетности за первый квартал 2016 года «Яндекс» повысил прогноз по годовому росту выручки до 15–19%.
Ревизия проектов
Петиция «Верните старый «Кинопоиск», опубликованная в октябре 2015 года на портале Change.org, собрала свыше 47 тыс. подписей. Пользователи требовали от «Яндекса» вернуть привычную версию самого популярного в Рунете сервиса о кино, который компания приобрела в конце 2013 года за $80 млн и перезапустила, полностью обновив функционал и дизайн. Скандальная ситуация вышла за пределы «Кинопоиска»: интернет-компанию начали обвинять в неспособности запускать новые сервисы, в жажде наживы, в утрате прежнего корпоративного духа и так далее.
За последние пять лет компания закрыла, продала или «влила» в другие проекты свыше десяти разных сервисов. Среди проектов, которые прекратили свое существование, — приложение «Город» (переехало в «Яндекс.Карты», отвечают в «Яндексе»), «Словари» (цифровые копии бумажных «Словарей» заменили машинным «Яндекс.Переводчиком»), «Прогулки», «Яндекс.Мастер», «Услуги», «Подписки», «Мой круг» («Яндекс» уступил соцсеть компании «Тематические Медиа», которая владеет «Хабрахабр», Geektimes и др.). «Яндекс» также ограничил глубину поиска по блогам до записей только за последний месяц, что вызвало недовольство преданных пользователей Livejournal.
Знаковым событием для критиков компании стал отказ от проекта «Острова» — технологии интерактивных ответов на запросы пользователей. Идеологом этого проекта был Илья Сегалович, сооснователь «Яндекса». «Раньше мы говорили про себя, что даем ответы. Сейчас мы берем на себя смелость заявить, что мы помогаем решать задачи», — объяснял он концепцию «Островов» в интервью изданию Forbes весной 2013 года (сооснователь «Яндекса» скончался в июле того же года). По сути, «Острова» должны были стать новым интерфейсом поисковой выдачи, где пользователь вместе со своим запросом, например, о поиске билетов на самолет в специальном блоке («острове») получал бы возможность его приобрести. Тестирование «Островов» началось в мае 2013 года. В «Яндексе» отрицают, что отказались от концепции интерактивности, при этом называют «Острова» экспериментом — любой эксперимент либо подтверждается и тогда выходит из беты, либо не подтверждается и тогда «откладывается», говорят в пресс-службе. В истории с «Островами» многое из концепции Сегаловича удалось сделать, отмечает Мелкумова, поэтому «ее скорее стоит считать успехом».
«Как и любой крупный игрок, «Яндекс» периодически проводит ревизию своих проектов, чтобы сконцентрироваться на самых важных и профильных для себя», — говорит Манджиков. Причины разные: компания либо не могла контролировать качество, например из-за того, что партнер сам не мог его гарантировать (так случилось с «Услугами» и «Яндекс.Мастером»), либо переосмысливала сервис, открывая его «по-новому» (к примеру, сервис «Город» перенесен в «Яндекс.Карты»), поясняет он.
Акцент на юниты
В самом «Яндексе» подчеркивают, что после IPO компания не только обновила большинство имевшихся у нее сервисов (более 20), но и запустила целый ряд новых проектов, часть из которых уже стали полноценными «точками роста». Всего у «Яндекса», судя по официальному сайту, свыше 50 действующих сервисов.
Осенью 2015 года «Яндекс» пошел на «корпоративный эксперимент» — начал выделять в отдельные юрлица «непрофильные» продукты: самостоятельными «дочками» стали торговая площадка «Яндекс.Маркет» (выручка за 2015 год — 3,4 млрд руб., операционная прибыль — 1,6 млрд руб.), «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Вертикали» (объединяет доски объявлений о работе, недвижимости, автомобилях и путешествиях). Подобный шаг был инициативой гендиректора Александра Шульгина: таким образом он решил «встряхнуть» компанию, чтобы она не превращалась в большую корпорацию, и вдохнуть в перспективные направления «атмосферу стартапа», рассказывает РБК один из сотрудников «Яндекса».
Впрочем, если «Маркет» был создан еще осенью 2000 года, то из «новичков» последней пятилетки уже «выстрелил», к примеру, сервис «Яндекс.Такси» (запущен осенью 2011-го). В перевозки «Яндекс» пошел раньше конкурентов и сейчас занимает около 60% московского сегмента (данные Московской торгово-промышленной палаты). Выручка «Такси» по итогам 2015-го выросла втрое, почти до 1 млрд руб. Медиасервисы в компании также называют одной из «точек роста»: например, число платных подписчиков «Яндекс.Музыки» в прошлом году выросло втрое, указывают в компании, не раскрывая финансовых деталей. «Эксперименты» — подразделение, объединившее турецкий бизнес «Яндекса», Yandex Data Factory («Фабрика данных», создана в конце 2014 года) и медиасервисы («Кинопоиск», недавно перезапущенную «Яндекс.Афишу», музыкальные сервисы «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Радио» и др.) по итогам 2015 года принесли компании 3,5 млрд руб. убытка при 441 млн руб. выручки.
«Непрофильные» бизнесы пока приносят «Яндексу» не более 10% общей выручки — 5,7 млрд руб. из общих 59,8 млрд руб. С другой стороны, еще пять лет назад доходы от контекстной рекламы приносили «Яндексу» 97%. На первом плане сейчас как минимум четыре больших направления: основной поисковый бизнес, развитие существующих бизнес-юнитов, внутренние эксперименты, которые уже завтра могут стать новыми бизнес-юнитами, и, наконец, «постоянные исследования и развитие собственных технологий», рассказывает Манджиков. К последнему направлению он относит разработки в сфере искусственного интеллекта и глубоких нейронных сетей, автоматическую закупку рекламы и «умные» таргетинги, машинный перевод и распознавание речи. Большинство технологий, которые «Яндекс» использует в сервисах, были представлены уже после IPO, отмечает представитель компании (например, технология «Диско» для рекомендательных систем).
Заграница помогает
«Яндекс» получает от иностранных компаний, не ведущих деятельность в России, около 8,5% выручки, хотя пять лет назад этот показатель едва превышал 2% (данные из финансовой отчетности). Иностранные рекламодатели участвуют в аукционе на равных условиях с российскими, а цена в контексте определяется торгами среди участников, желающих показать свои объявления на конкретный поисковый запрос, — за день аукцион разыгрывается миллионы раз, рассказывал в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин.
Помимо рекламного заработка «Яндекс» после IPO начал развивать свои продукты и сервисы на зарубежных рынках. Осенью 2011 года компания вышла на принципиально новый для себя рынок — турецкий, запустив портал Yandex.com.tr. Помимо поиска (доля на рынке — около 7%), «Яндекс» локализовал в Турции «Карты», «Пробки», «Навигатор» и другие сервисы.
Осенью 2015 года «Яндекс» открыл десятый по счету зарубежный офис, на этот раз в Шанхае (см. карту). Китайский офис, как, например, и офис в Люцерне, выполняет коммерческие функции: сотрудники на местах помогают местным компаниям, работающим в России, продвигать свою продукцию и услуги в Рунете при помощи рекламных технологий и инструментов «Яндекса». Кроме того, компания развивает за пределами России отдельные продукты (например, Yandex Data Factory, у которой штаб-квартира в Амстердаме) и экспериментирует с новыми сервисами (к примеру, «Яндекс.Лончер» начинался со стран Латинской Америки), указывает Мелкумова.
Взгляд инвесторов
Капитализация «Яндекса» в 2015 году достигла исторического минимума (см. график). В первую очередь это связано с негативным политическим и экономическим фоном, в меньшей степени — с рядом принятых в России законов, направленных на ужесточение регулирования Рунета. Например, закон о «праве на забвение», который позволяет людям удалять ссылки о себе из поисковой выдачи, готовящийся законопроект о новостных агрегаторах, угрожающий существованию сервиса «Яндекс.Новости» в его нынешнем виде, а также попытки правообладателей заставить компанию снимать ссылки на пиратские ресурсы при поиске.
Максимальных показателей капитализация «Яндекса» достигала в конце 2013 года, накануне резкой девальвации рубля. Аналогично себя вели и акции Mail.Ru Group: пиковое значение пришлось на конец 2014-го, и до сих пор капитализация не вернулась к предкризисным показателям. В противовес стоимость глобального конкурента «Яндекса» — корпорации Google в 2016 году достигла максимальных значений: уже второй раз за год Alphabet, материнская структура Google, становилась самой дорогой компанией мира, отодвинув Apple.
При участии Полины Русяевой и Ивана Осипова