Какой ОКВЭД выбрать для торговли на маркетплейсах

Обновлено 22 августа 2024, 16:29

Рассказываем, почему для продавцов на Wildberries и Ozon так важны правильно подобранные коды ОКВЭД и как избежать при их выборе ошибок, которые могут обернуться штрафами

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Сегодня в России насчитывается около 1,3 млн продавцов, причем активно совершают сделки почти две трети из них. Чтобы зарабатывать продажами на маркетплейсах, нужно верно указать коды ОКВЭД для онлайн-торговли.

Что такое ОКВЭД

ОКВЭД расшифровывается как Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Это список всех разрешенных в Российской Федерации видов бизнеса, каждому из которых присвоен отдельный номер. Так всего по нескольким цифрам государство видит, чем именно занимается та или иная фирма: продает цветы или проводит медицинские операции. Ознакомиться с актуальной версией классификатора можно по ссылке.

По закону получать ОКВЭД должны все компании и индивидуальные предприниматели, а вот самозанятые от такой необходимости освобождены.

Получить ОКВЭД в соответствии со своим видом деятельности ООО или ИП достаточно просто: необходимо подать заявление в Федеральную налоговую службу, сделать это можно как лично, так и по почте или онлайн на сайте ФНС. ООО необходимо заполнить заявление по форме Р11001, ИП — по форме Р21001.

В любом случае при регистрации необходимо будет выбрать один код в качестве указателя основного вида деятельности. Но в качестве дополнительных можно указать хоть все существующие коды. Правда, эксперты советуют не хитрить: выбирать основным код именно той деятельности, которой по большей части будет заниматься компания, а дополнительными брать так или иначе смежные, ведь если вписать себе все коды подряд, то внимания налоговой не избежать.

Коды ОКВЭД для маркетплейсов в 2024 году

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Чтобы избежать проблем с контролирующими органами, продавцу на маркетплейсах необходимо правильно выбрать коды ОКВЭД для розничной торговли. В качестве основного следует указывать код 47.91 — «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

У этого кода есть несколько подразделов:

  • 47.91.1 — торговля розничная по почте;
  • 47.91.2 — торговля розничная, которая осуществляется только через интернет;
  • 47.91.3 — торговля розничная, которая осуществляется через интернет-аукцион;
  • 47.91.4 — торговля розничная, которая осуществляется с помощью телефона, радио и телевидения.

В качестве основного можно выбрать как код всего раздела, то есть 47.91, так и код того или иного подраздела, будь то 47.91.1 или 47.91.4. Но если есть возможность, лучше указать более общий код раздела. Ведь, например, если выбрать только код 47.91.2, а маркетплейс через какое-то время начнет проводить аукционы, продавец не сможет воспользоваться этой новой опцией без смены ОКВЭД.

ОКВЭД для Wildberries и Ozon

Вне зависимости от конкретной площадки правила выбора кода ОКВЭД для торговли на маркетплейсах остаются неизменными. В качестве основного кода рекомендуется указывать 47.91. Это актуально и для Wildberries, и для Ozon.

Помимо основного кода стоит выбрать дополнительные — в зависимости от конкретных товаров и специфики торговых операций.

Дополнительные коды ОКВЭД для маркетплейсов в 2024 году

Помимо основного кода ОКВЭД компании, как правило, выбирают несколько дополнительных в зависимости от того, чем именно они занимаются. Это актуально и для продавцов на маркетплейсах.

Имеет смысл выбрать код ОКВЭД для торговли конкретными товарами. Скажем, чтобы продавать компьютеры и всевозможные периферийные устройства для них, подойдет код 47.41, а продавцам спорттоваров стоит выбрать код 47.64. Иногда сами маркетплейсы могут требовать от предпринимателей прописывать соответствующие коды ОКВЭД, чтобы иметь право торговать на площадке теми или иными товарами.

Но дополнительные коды ОКВЭД зависят не только от того, на чем именно вы собираетесь зарабатывать. В классификаторе есть несколько кодов, которые могут оказаться полезными для продавцов на маркетплейсах.

  • 47.19 — означает продажу товаров в неспециализированных магазинах. То есть одна фирма может торговать разнообразными товарами — скажем, книгами и посудой.
  • 52.10 — подразумевает хранение чужих товаров на своих складских площадях и, конечно, получение оплаты за это.
  • 53.20 — предполагает, что продавец сам занимается курьерской доставкой (или по крайней мере имеет такую возможность) и получает от этого прибыль.
  • 62.09 — если компания планирует принимать платежи онлайн.
  • 82.92 — на случай, если решите взимать дополнительную плату за упаковку товара.

Что будет, если ОКВЭД для торговли на маркетплейсах выбран неправильно

Сам по себе выбор неверного кода ОКВЭД не является нарушением. Но вот работать по нему согласно законодательству нельзя, это грозит штрафом от 5 тыс. руб. Это правонарушение описывает статья 14.25 КоАП РФ. Так, если вы продаете книги, но зачем-то добавили в свой список кодов ОКВЭД медицинские услуги — ничего страшного не произошло. Однако, если вам заплатят за то, что вы поработали шваброй, не имея при этом кода на оказание услуг по уборке помещений, — это нарушение.

Если сумма штрафа не пугает, стоит знать, что в арсенале властей есть и другие меры против нарушителей правил классификатора.

  • Внеочередная проверка ФНС.
  • Известны случаи, когда компанию принудительно переводили с упрощенного на общий режим налогообложения, если ИП брался производить и продавать подакцизные товары, не утруждаясь оформлением в соответствии с ОКВЭД.
  • Нарушителям могут грозить санкции также со стороны банков: финансовая организация может как ограничить операции компании, так и заблокировать ее расчетный счет, что просто парализует деятельность фирмы.
  • Повышенный процент взносов на травматизм в Социальный фонд. Тариф зависит именно от основного кода ОКВЭД, так что стоит проследить, что он совпадает с действительностью. Скажем, фирма занимается продажей обоев — это код 47.53, взносы 0,2%. Но в качестве основного кода ОКВЭД у нее выбрано «Производство штукатурных работ», а это код 43.31, тариф взносов в СФР уже 0,9%. В таком случае невнимательному предпринимателю придется переплатить более чем в четыре раза.

Как поменять ОКВЭД

Чтобы изменить коды ОКВЭД для компании — вне зависимости от того, была ли допущена ошибка при прошлом выборе или фирма развивается и открывает для себя новые горизонты, — достаточно написать заявление в налоговую службу. ИП заполняют в этом случае форму Р24001, ООО — Р13014.

Каждая из этих форм состоит из двух листов. В один нужно вписать коды, которые требуется добавить, во второй — те, что следует исключить. Обработка заявления занимает, как правило, несколько дней. По ее итогам предпринимателю на электронную почту придет письмо с оповещением об изменении сфер деятельности компании.

Поделиться