Корейский триллер «Решение уйти». Мы посмотрели и делимся впечатлениями

. Автор «Олдбоя» и «Служанки» вновь обратился к теме роковой любви
Обновлено 05 октября 2022, 16:41
Moho Film
Фото: Moho Film

В российском прокате — «Решение уйти», новая работа Пак Чхан-ука, одного из главных корейских режиссеров современности, получившего за нее «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Детективная история о расследовании таинственного убийства постепенно трансформируется в любовную драму. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев делится впечатлениями о фильме.

О чем фильм

Ян Хе Чжун — следователь, который терпит неудачу за неудачей. Беды приходят парами: герой не в состоянии раскрыть сразу несколько дел (постоянно ошибается даже в подозреваемых), а также страдает от проблем с дыханием. В личной жизни тоже все грустно: с женой, которая занимается атомной энергетикой и живет за городом, неподалеку от АЭС, следователь видится редко, поскольку сам живет в Пусане.

Обложка видео

Новым профессиональным вызовом Ян Хе Чжуна становится гибель сотрудника иммиграционной службы. Подозрение падает на жену чиновника, китаянку Со Ре. Вдова без единой слезы отвечает на вопросы полицейских — кажется, она вовсе не скорбит по умершему супругу. В душе следователя что-то екает, и он начинает сомневаться в ее невиновности. Со Ре когда-то прибыла в Корею нелегально, получив гражданство за благородное происхождение. Еще один фактор омрачает биографию девушки: супруг ее поколачивал.

У героини есть неоспоримое алиби — ни следственные действия, ни многочисленные допросы подозреваемой и свидетелей не приносят желаемого результата. Дело осложняется еще и тем, что между следователем и Со Ре возникают неуставные отношения — они вступают в близкую связь, что еще больше запутывает Ян Хе Чжуна.

Как это снято

Виртуозно. Приступая к просмотру «Решения уйти», стоит понимать главное: это совсем не тот Пак Чхан-ук времен «Трилогии о мести». В новой картине режиссер буквально новый. Здесь нет головокружительного и местами чрезмерного насилия, как в «Олдбое». Отсутствуют и акценты на интимных отношениях, телесности и сексуальном влечении, как в «Служанке».

Корейский режиссер вернулся в большое кино, выдержав шестилетнюю паузу (премьера «Служанки» состоялась в Каннах в 2016-м). Новый Пак — экспериментатор, вставший поодаль от прежнего себя. Вместо гипернасилия и убийств — одна-единственная сцена с атакой черепахи: она кусает следователя за палец, и это длится несколько секунд, которые кажутся вечностью. Вместо откровенности и оголения максимально пуританские поцелуи в полумраке.

Обновленный корейский мэтр образца 2022 года, может быть, оттолкнет часть прежней аудитории, но неизменно привлечет новых поклонников. В «Решении уйти» они обнаружат много замысловатых аспектов: плавный монтаж с мягкими переходами из одной сцены в другую, игру света и тени, масштабную и неторопливую романную структуру повествования.

Кто снял и снялся

Актер, исполнивший роль следователя, — Пак Хэ-иль. До этого он играл в ранних хитах Пон Джун-хо («Воспоминания об убийстве», «Вторжение динозавра»). Пак — главная движущая сила этой истории, удерживающая ее от падения в пропасть. В его персонаже уживается несовместимое: безответственность и профессиональные амбиции, физическая немощь и чувственная буря, которую пробуждает молодая китаянка.

Тан Вэй, которая появляется в качестве подозреваемой в убийстве (к середине картины понимаешь, что не в одном-единственном), — азиатский ренессанс не меньше, чем возвращение Брендана Фрейзера в «Ките» Даррена Аронофски. В середине 2000-х актриса пережила скандал: в картине «Вожделение» Энга Ли было большое количество откровенных сцен с ее участием, что сильно не понравилось китайской цензуре. В результате внутри страны Вэй потеряла рекламные контракты, в большое кино ее больше не звали.

С тех самых пор («Вожделение» показали в Венеции в 2007-м; фильм завоевал главную награду «Золотой лев») Пак Чхан-ук и мечтал поработать с Тан Вэй. Опыт «Решения уйти» показывает, что китайцы очень хорошо умеют ждать (15 лет). Решение Чхан-ука взять в корейский проект китайскую актрису спровоцировало конфликт со сценаристкой картины Чон Со-ген, но в итоге все смогли договориться. Тема мигрантов и китайской общины в Корее, развернутая в фильме, благодаря Тан Вэй обрела дополнительный смысловой оттенок.

Пак Чхан-ук, кажется, решил напомнить миру, что кинематографическая Корея многообразна и не ограничивается заигрыванием с антиутопией в «Игре в кальмара» или противопоставлением бедных и богатых в «Паразитах». В «Решении уйти» классический детективный фундамент получает одну замысловатую надстройку за другой. Здесь и головокружительная интрига (без отсылок к Альфреду Хичкоку, как утверждает сам режиссер), и насыщенные, объемные образы, и любовь, что противостоит смерти, но и жизнь не очень-то продлевает.

Плюсы, минусы, подводные камни

Несмотря на то, что Пак Чхан-ук отошел от привычных аспектов режиссерского стиля, «Решение уйти» (особенно начиная со второго часа) — история, принадлежность которой все-таки можно идентифицировать. Здесь каждый способен читать друг друга по запросу и без. Супруга следователя бросает ему прямо в глаза «тебе нужно насилие и убийства», словно чувствуя латентные мотивы главного героя; Со Ре без проблем просчитывает следующий ход следователя, опережая его на несколько шагов.

Корейский мэтр привычно уходит от прямолинейности и четкости трактовок. С первых минут может показаться, что несложно догадаться, кто убийца и каким образом он понесет наказание. Но, как в лучших неонуарных детективах Америки, это может быть (будет?) обманом, причем, возможно, зрителя обведут вокруг пальца не один и не два раза. Впрочем, есть и более линейные трактовки, лежащие на поверхности: Со Ре — олицетворение воды, Ян Хе Чжун — земли; две половинки целого, будто инь и ян, которые движутся навстречу, но могут погубить друг друга, соприкоснувшись.

Пак Чхан-ук отлично чувствует себя в детективной колее, причем в разной форме — это доказали и упомянутая выше «Служанка», и мини-сериал Би-би-си «Маленькая барабанщица». Как и там, в центре внимания выразительный женский персонаж и хрупкая любовная линия, не оставляющая и луча света в потоке мглы. Некоторых, вероятно, отпугнет солидный хронометраж (2 часа 18 минут) и скрупулезное отношение к деталям: каждый кадр можно разбирать часами, от постановки до содержимого изображения.

В отличие от прошлых работ, важную роль в повествовании играют гаджеты. Так что загадку «Решения уйти» можно разгадать примерно в середине, если внимательно следить за устройствами, которыми пользуются герои картины (как цифровыми, так и аналоговыми; связь времен и поколений для Чхан-ука очень важна). В остальном же нарратив не торопится, как и персонажи на экране. Пусан — не Москва, здесь нет суеты и хаоса, обычный город для жизни, прогулок и убийств, в котором встретились две противоположности. Что, если корейский режиссер подарил нам один из лучших кинороманов о любви в этом году?

Поделиться
Авторы
Теги