10 неординарных ролей Николаса Кейджа: какие фильмы с ним стоит смотреть

. Плешивый профессор, непутевый преступник и герой-любовник

Названы самые необычные фильмы с Николасом Кейджем

Обновлено 21 мая 2024, 08:25
<p>Николас Кейдж в роли самого себя. Фильм &laquo;Невыносимая тяжесть огромного таланта&raquo;</p>
Фото: Lionsgate

Николас Кейдж в роли самого себя. Фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта»

7 января Николасу Кейджу исполнилось 60 лет. Больше 40 из них он снимается в фильмах, и, кажется, в мире не найдется зрителя, который не любит Кейджа. С уважением к нему относятся и пользователи интернета — сколько мемов нам подарил племянник Фрэнсиса Форда Копполы! Артист не боится сниматься в самых рискованных и диких проектах, а его диапазон поражает воображение. Из-за финансовых проблем в начале века Кейдж часто снимался неразборчиво, но сегодня его карьера переживает ренессанс.

Кинокритик Максим Ершов вспоминает и рекомендует к просмотру 10 любопытных фильмов с участием именинника, которые прекрасно демонстрируют, что Кейдж разносторонний актер, а не просто интернет-мем.

«Птаха»

реж. Алан Паркер, 1984

О чем: 1960-е годы, Филадельфия. Впечатлительный Птаха (Мэттью Модайн) и веселый Эл (Николас Кейдж) не схожи характерами, но быстро становятся лучшими друзьями. Мальчики разводят почтовых голубей, а Птаха и вовсе одержим полетом, потому и получил такое прозвище. Во снах он постоянно летает. Друзья отправляются во Вьетнам, после которого вернутся другими людьми. Эл подавлен и растерян, Птаха теряет рассудок и попадает в психлечебницу — теперь он все время молчит, и Эл ищет способ помочь товарищу.

Почему надо смотреть: «Птаха» — один из лучших фильмов в карьере замечательного британского режиссера Алана Паркера. Драма, поставленная по одноименному бестселлеру Уильяма Уортона, удостоилась гран-при Каннского фестиваля 1985 года. Трогательный фильм о мужской дружбе, которая проходит через множество испытаний, наглядно показывает ужасы войны во Вьетнаме. Один молодой человек сходит с ума, другой получает физические увечья. На каждом остается страшный след. Это далеко не первый фильм в карьере Кейджа, но прежде он оставался на втором плане.

«Воспитание Аризоны»

реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1987

О чем: Вор-рецидивист Хай (Кейдж), который снова и снова попадается на пустяковых кражах, влюбляется в офицера полиции Эдвину (Холли Хантер) и решает начать жить честно. Но выясняется, что Эдвина не может иметь детей, и в отчаянии пара решает украсть одного из пяти малышей, которые недавно родились в семье владельца сети мебельных магазинов Нэйтана Аризоны (Трей Уилсон). Естественно, пропавшего младенца ищут полицейские и не только.

Почему надо смотреть: Раннее творчество братьев Коэн затмевают их более поздние работы. В их кинематографе главными героями становятся дураки и неудачники. Вот и Хай, выступающий также рассказчиком комедийной истории, классический коэновский персонаж. А сочетание невозмутимости Кейджа и первостепенных глупостей, которые он изрекает, создает комедийный эффект на протяжении всего фильма. Конечно, динамичный сюжет имеет важное значение, но без выдающихся актерских работ комедия бы не состоялась. На вторых ролях в «Воспитании Аризоны» Джон Гудман и Фрэнсис Макдорманд.

«Дикие сердцем»

реж. Дэвид Линч, 1990

О чем: Лула (Лора Дёрн) и Сэйлор (Кейдж) любят друг друга. Вот только мать Лулы Мариэтта (Дайан Лэдд) против их союза. Обороняясь, Сэйлор убивает головореза, которого наняла Мариэтта, и отправляется за решетку. Когда он выходит на свободу по УДО, Лула дарит любимому стильную куртку из змеиной кожи. Понимая, что мать спокойной жизни паре не даст, влюбленные бегут в Калифорнию. Мариэтта отправляет за ними в погоню частного детектива Джонни (Гарри Дин Стэнтон) и гангстера Марсело (Дж.Э. Фримен).

Почему надо смотреть: Дэвид Линч снял простой и понятный фильм. Двое влюбленных бегут куда подальше от злобной, напоминающей ведьму матери, преступников и сыщиков. Чудаковатые «линчевские» персонажи, конечно, присутствуют, но в стороне. «Дикие сердцем» удостоились «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Картина содержит множество отсылок к «Волшебнику страны Оз» Виктора Флеминга, одному из любимых фильмов Линча. Кейдж играет крутого парня, готового на все ради любимой. Куртка из змеиной кожи сидит идеально, Сэйлор и Лула страстно занимаются сексом и столь же эмоционально танцуют рок-н-ролл. А еще Кейдж очаровательно поет Love Me Tender.

«Адаптация»

реж. Спайк Джонс, 2002

О чем: После успеха «Быть Джоном Малковичем» сценарист Чарли Кауфман (Кейдж) берется за адаптацию книги Сьюзан Орлеан «Вор орхидей». Журналистка Сьюзан узнала, что во флоридском заповеднике при попытке сорвать редкие орхидеи были арестованы Джон Ларош (Крис Купер) и его помощники из представителей коренного населения Америки. Кауфман мучается, поскольку увлекательные реальные события отказываются превращаться в сценарий. В это же время его брат-близнец Дональд (снова Кейдж) создает образцовый триллер.

Почему надо смотреть: только Чарли Кауфман способен превратить собственные мучения над экранизацией документального романа в парадоксальное и ни на что не похожее кино. Сценарист виртуозно перемешивает персонажей и их прототипы, так что зрители теряются в догадках и страдают от головокружения. Кейдж играет и одинокого неврастеника Чарли, и глуповатого весельчака Дональда. С непростой задачей актер справляется превосходно. Было бы крайне интересно посмотреть фильм по сценарию позитивного инфантила Дональда Кауфмана.

«Плохой лейтенант»

реж. Вернер Херцог, 2009

О чем: Новый Орлеан, 2005 год. В городе бушует ураган «Катрина». Полицейский Терренс Макдона (Кейдж), помогая заключенному выбраться из камеры, которая постепенно наполняется водой, повреждает позвоночник. Награда — травма и звание лейтенанта. Через полгода он ведет расследование убийства пяти сенегальских иммигрантов, регулярно употребляя кокаин и болеутоляющие препараты, а еще завязывает отношения с секс-работницей (Ева Мендес). У Терренса есть подозреваемый, но доказать вину вечно что-то мешает: то продажные коллеги, то собственные промахи, то какие-то случайные люди.

Почему надо смотреть: «Плохой лейтенант» Вернера Херцога впервые был показан в основном конкурсе Венецианского фестиваля 2009 года. Это вольный ремейк одноименного фильма Абеля Феррары, вышедшего на экраны 17 годами ранее. Эксцентричный Херцог по непонятным причинам вписался в голливудский проект, который не сулил большой славы. Кейдж не так уж часто играет сомнительных копов, которые путают реальность с галлюцинациями, злоупотребляя веществами. Нулевые были кризисным временем для актера: он много судился с бывшими женами и мало снимался в достойных фильмах. «Плохой лейтенант» — странноватая диковинка, которая обогащает и без того интересную карьеру Кейджа.

«Мэнди»

реж. Панос Косматос, 2017

О чем: 1983 год. Дровосек Ред Миллер (Кейдж) и его подруга-художница Мэнди (Андреа Райзборо) живут в гармонии с природой в лесу неподалеку от озера. Но идиллию нарушает религиозный культ, в который вхожи местные байкеры. Они похищают девушку и приносят ее в жертву, а расстроенный Ред хватается за бензопилу и идет мстить за возлюбленную.

Почему надо смотреть: «Мэнди» — залитый неоновыми розово-фиолетовыми цветами психоделический хоррор Паноса Косматоса. Это всего лишь второй проект в карьере канадского режиссера. Премьера состоялась на «Сандэнсе», позднее ее показали в программе «Двухнедельник режиссеров» Каннского фестиваля. Одновременно страшное и смешное зрелище цитирует множество боевиков и ужастиков категории «B» из 1980-х. «Мэнди» стал началом возрождения карьеры Кейджа. Уже немолодой актер доказал, что любит посмеяться над собой и не боится даже самых неожиданных экспериментов.

«Страна чудес Вилли»

реж. Кевин Льюис, 2020

О чем: Немолодой мужчина едет на крутой спортивной машине по Америке. Неподалеку от маленького городка у него пробивает колесо. Банкоматы здесь не работают, так что ремонт автомобиля приходится отрабатывать. На ночь он становится уборщиком в бывшем центре для празднования дней рождения «Страна чудес Вилли». Куклы-аниматроники, в которые вселились призраки маньяков, оживают и жаждут крови нового работника, вот только одолеть его непросто.

Почему надо смотреть: Сюжет хоррора Кевина Льюиса не имеет никакого значения. В противовес сумасшедшему, ослепленному гневом и вечно орущему Реду Миллеру из «Мэнди» Кейдж играет молчаливого персонажа, которого вообще ничего не удивляет. Он готов ко всему и с минимумом эмоций выходит бороться с взбесившимися куклами. Изобретательные поединки Кейджа с куклами человеческого размера — удовольствие для поклонников актера. В очередной раз он доказывает, что обладает недюжинным комедийным талантом. Даже слова не нужны.

«Узники страны призраков»

реж. Сион Соно, 2021

О чем: Постапокалиптическое будущее. Неудачливый грабитель банка с простым именем Герой (Кейдж) после нескольких лет за решеткой вынужден отправиться на опасное задание от Губернатора (Билл Моусли). Необходимо отыскать и вернуть домой его пропавшую внучку (София Бутелла). Чтобы Герой не наделал никаких глупостей и не попытался убежать, на него надевают начиненный взрывчаткой кожаный костюм. Детонатор сработает через пять дней, такой срок у бывшего зэка на выполнение задания.

Почему надо смотреть: Остроумное кино, снятое на стыке классических жанровых картин из Японии и США, было одной из сенсаций «Сандэнса» 2021 года. Для плодовитого японского режиссера-фантазера Сиона Соно «Узники страны призраков» стали англоязычным дебютом. Постановщик смешивает вестерн, постапокалиптическую фантастику и боевик. По большому счету весь фильм вращается вокруг Кейджа. Он снова молчалив и по определению крут, даже когда катается по пугающей пустоши на детском велосипеде. Странное кино точно понравится не всем, но Соно и не ориентируется на массовую аудиторию. Он уже давно облюбовал нишу чудака-синефила, который из самой гремучей жанровой смеси в короткие сроки рождает оригинальное произведение.

«Невыносимая тяжесть огромного таланта»

реж. Том Гормикэн, 2022

О чем: Режиссер Дэвид Гордон Грин не берет Николаса Кейджа в новый многообещающий проект. Семья актера устала от его нарциссических выходок. Кейдж попал в затруднительное положение, карьера переживает не лучшие времена, а финансовое положение не назвать стабильным. За один миллион долларов он соглашается стать почетным гостем на дне рождения богача Хави (Педро Паскаль). Уже на Мальорке с Кейджем связываются представители ЦРУ, которые уверяют, что Хави не просто безумный фанат, но глава наркокартеля. Кинозвезда соглашается вывести преступника на чистую воду.

Почему надо смотреть: Когда-то это должно было произойти: Кейдж играл даже Чарли Кауфмана, и в какой-то момент должен был сыграть самого себя. По описанию комедийный боевик Тома Гормикэна выглядит как один из самых оригинальных фильмов 2022-го. К сожалению, слабый сценарий, средний экшен и минимум ударных шуток не дают причислить картину к шедеврам, но высокий уровень метаиронии обеспечивает «Невыносимой тяжести огромного таланта» достойное место в фильмографии Кейджа. Отдельным квестом может стать попытка вычислить все отсылки к картинам с участием американского актера. Их много.

«Герой наших снов»

реж. Кристоффер Боргли, 2023

О чем: Непримечательный лысоватый университетский профессор биологии Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) счастлив в браке и воспитывает двух дочерей. По необъяснимым причинам он начинает сниться тысячам людей по всему миру. Причем в грезах Мэттьюс бездействует. Пока спящего убивает маньяк или рвут на куски дикие звери, Пол просто проходит мимо. Профессор наслаждается свалившейся с неба славой и дает интервью, рассчитывая опубликовать давно задуманную книгу про муравьев. Вдруг в чужих снах Мэттьюс начинает мучить и убивать. Теперь от него отворачиваются все.

Почему надо смотреть: Норвежский режиссер Кристоффер Боргли снабжает преподавателя-неудачника то ли даром, то ли проклятием. Жутковато-смешной концепт описывает совершенно неконтролируемую ситуацию: Пол не понимает, как попал в чужие сны, а люди по ночам не знают, как выгнать непрошеного гостя из грез. Постановщику интересен феномен мгновенной славы и толпы паразитов, которые хотят получить выгоду от чужой звездности. Заодно Боргли посмеивается над культурой отмены и интернет-сенсациями. Кейдж идеально вписывается в роль заурядного профессора, внезапно овеянного славой: в диковатых сюжетах актер чувствует себя как рыба в воде. На сей раз он много говорит, но никак не выделяется из толпы. Яркому Николасу Кейджу прекрасно удается перевоплотиться в блеклую посредственность.

Поделиться