«Властелины воздуха»: сериал о пилотах ВВС США обходит неудобные вопросы

. В фокусе судьбы летчиков, милитаризм и героизм за $250 млн

Вышла рецензия на сериал Спилберга и Хэнкса «Властелины воздуха»

Обновлено 21 марта 2024, 10:00
<p>Кадр из сериала&nbsp;&laquo;Властелины воздуха&raquo;</p>
Фото: Apple TV+

Кадр из сериала «Властелины воздуха»

На стриминге Apple TV+ показывают дорогой мини-сериал «Властелины воздуха» о братстве пилотов 100-й бомбардировочной бригады американских ВВС во время Второй мировой войны.

Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о масштабной военно-исторической реконструкции, которая старается выглядеть человечной.

Бравые пилоты американских ВВС пьют в баре — Гейл (Остин Батлер) и Джон (Каллум Тернер). «Я Бак, а это Баки», — представляются они девушкам, которые оказывают им знаки внимания. Подробные объяснения, как эти двое обзавелись столь схожими прозвищами, едва начавшись, будут отложены — пора готовиться к очередному боевому заданию. Гейл и Джон — пилоты 100-й бомбардировочной бригады (она же «Кровавая сотня») Восьмой воздушной армии ВВС США. День за днем, неделя за неделей их бомбардировщики и истребители совершают налеты на фашистскую Германию.

События охватывают период с 1943 по 1945 год. В каждом эпизоде представлены конкретные операции, в процессе которых ВВС Америки и Великобритании несут большие потери (отсюда прозвище бригады).

Серии выстроены по одному шаблону: инструктаж офицеров в полутемном помещении, короткие диалоги между пилотами во время подготовки к вылету, выполнение боевой задачи, возвращение на базу и подсчет потерь.

Продюсеры Стивен Спилберг и Том Хэнкс опирались на формат предыдущих проектов о Второй мировой — «Властелины воздуха» устроены по аналогии с сериалами HBO «Братья по оружию» и «Тихий океан». Если приключения роты 101-й воздушно-десантной дивизии США и похождения морпехов в боях на Тихом океане постепенно погружают зрителя в мрак Второй мировой войны, то герои «Властелинов воздуха» будто с первой серии находятся в этом ужасе некоторый период времени. За исключением нескольких осколочных воспоминаний зрители толком и не узнают об их прошлом — создатели мини-сериала в большей степени опираются исключительно на их настоящее.

При этом сильного акцента на экшене во «Властелинах воздуха» тоже нет. Спилберга и Хэнкса, судя по всему, интересуют человеческие истории — именно разговорам до и после вылетов уделяется большая часть хронометража. В первых эпизодах мини-сериал давит на драматический аспект: жизнь каждого пилота в кадре очень важна. Быт бойцов ВВС за пределами кабины воздушного бомбардировщика — не только инструктажи, тренировки и сон, но еще и развлечения, новые знакомства, перебранки, любовь и, естественно, стычки друг с другом.

Как «Братья по оружию» и «Тихий океан», «Властелины воздуха» — крайне дорогой проект. Из тех, где каждый доллар видишь на экране. Филигранная компьютерная графика, сцены воздушных боев не уступают «Дюнкерку» Кристофера Нолана или сиквелу «Топ Гана» с Томом Крузом (и тем более недавнему российскому «Воздуху» Алексея Германа мл.).

В связи с реалистичностью происходящего накаляется и саспенс — ведь заранее не просчитаешь, кто вернется живой, кто окажется в немецком плену, катапультировавшись с горящего самолета, а кто погибнет в воздухе, подбитый вражескими истребителями или зенитными орудиями. На постановку боевых сцен явно была потрачена львиная часть бюджета в $250 млн.

Ведя разговор о войне, Спилберг и Хэнкс не лепят из персонажей глянцевых героев. Льется кровь, самолеты сгорают прямо в небесах, а 100-я бомбардировочная бригада только и успевает что обновлять ряды пилотов из-за огромных потерь (не старайтесь привязываться к персонажам, тут многие стремительно исчезают; даже их имена запомнить трудно). В такой обстановке неудивительно, что среди пилотов ВВС оказываются как более, так и менее стрессоустойчивые. Молодые ребята могут откровенно трусить, впадать в панику, поддаваться вспышкам агрессии и выходить из себя. Они живые люди, их судьбой нетрудно проникнуться, испытать эмпатию и сопереживание.

Наряду с графикой выделяется и актерский ансамбль, приковывающий внимание с первой серии. Помимо Остина Батлера («Элвис») и Каллума Тернера (мини-сериал «Война и мир»), исполнивших главные роли, на втором плане появляются Барри Кеоган («Солтберн»), Энтони Бойл («Тетрис»), Николай Кински («Викинги: Вальхалла») и Сойер Спилберг (сын Стивена Спилберга — без непо-бейби в наше время никуда). Никто не перетягивает одеяло, всем основным персонажам уделено достаточно экранного времени. И не возникает ощущения, что кто-то из героев нераскрыт и играет «статиста».

Сказать, что «Властелины воздуха» — нечто новое в сегменте военно-исторических реконструкций, трудно. Сюжет предсказуем; не нужно даже «Википедию» открывать, чтобы предположить, чем закончится та или иная миссия. Полярность, которая возникает между участниками событий, тоже выглядит ожидаемо — вероятно, в каждом отряде будет агрессивный вояка, жаждущий победы любой ценой, и мягкий пацифист, выступающий в роли внутреннего голоса совести.

Неудобные моменты, такие как разрушение гражданской инфраструктуры Германии в последние годы Второй мировой войны бомбардировками американской и английской авиации, сериал Спилберга и Хэнкса тактично обходит. Так, одна из самых спорных страниц в истории ковровых бомбардировок — налет авиации США и Великобритании на Дрезден в феврале 1945 года, в результате которого погибли 25 тыс человек. К целесообразности операции у экспертов есть вопросы до сих пор: на тот момент серьезных промышленных целей в городе уже не было, зато там обосновались тысячи беженцев из Восточной Пруссии и Саксонии, занятых войсками Красной армии.

Критиковались и типы бомб: атакуя промышленные районы Касселя, Пфорцхайма, Майнца и других городов Германии, бомбардировщики использовали зажигательные и фосфорные снаряды. К слову, последние обязались не применять страны, подписавшие Женевскую конвенцию о защите жертв войны 1949 года (за исключением США и Израиля).

«Властелины воздуха» — визуально красочный, зрелищный и драматургически выверенный проект, который целится в широкую аудиторию и рассматривает в первую очередь военный героизм, а не его последствия. На вопрос, может ли эстетичное и впечатляющее масштабами кинопроизведение быть одновременно честным и искренним, каждый зритель, вероятно, ответит самостоятельно.

Поделиться
Авторы
Теги