«Виды доброты» и «Эмилия Перес»: два каннских фильма об абсурде бытия

. В них снялись Эмма Стоун, Зои Салдана и Селена Гомес

Вышли рецензии на фильмы «Виды доброты» и «Эмилия Перес»

Обновлено 21 мая 2024, 15:49
<p>Кадр из фильма &laquo;Виды доброты&raquo;</p>
Фото: Fox Searchlight Pictures

Кадр из фильма «Виды доброты»

В конкурсной программе Каннского кинофестиваля показали новые фильмы Йоргоса Лантимоса и Жака Одиара. Оба проекта — «Виды доброты» и «Эмилия Перес» по-своему обыгрывают эстетику абсурда и морального выбора: греческий режиссер выбирает сюрреалистический канон для своей истории, а французский автор смешивает мюзикл с криминалом и погружается в реализм.

Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает о картинах подробнее.

Греческий режиссер Йоргос Лантимос, получив главную награду в прошлом году на Венецианском кинофестивале за «Бедных-несчастных», почти сразу снял «Виды доброты». Фильм борется за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, что знаменует возвращение кинематографиста к истокам (именно на Лазурном берегу он представлял свою картину «Клык» в 2009 году). Но стилистически Лантимос не «откатился» к первому триумфу, а все больше углубился в кафкианство и абсурдизм, как было в его «Лобстере» и «Убийстве священного оленя». Поэтому для всех, кто еще до оскароносной «Фаворитки» сердечно полюбил его работы, «Виды доброты» — то, что нужно.

Фильм состоит из трех часовых новелл, которые практически друг с другом не связаны. В первой клерк (Джесси Племонс) делает все, что ему говорит начальник (Уиллем Дефо), от выбора сока до выбора секс-партнера. Жену ему тоже выбирает босс, как и карьеру. За послушное поведение он получает поддержку и любовь начальника. Такая доброта. Однажды босс просит подчиненного устроить автокатастрофу, но тот отказывается, и отношения обрываются. Только спустя время герой понимает, что не способен к самостоятельности, и изо всех сил пытается вернуться в привычному образу жизни. Абсурдно, странно, сюрреалистично — в этом весь Лантимос, показывающий порой шокирующие вещи, которые никак не пояснить. Статичная камера добавляет ощущения клаустрофобии, потому что герой Племонса действительно находится будто в замкнутом пространстве. Ему некуда податься, кроме как в «объятия» своего босса.

Вторая новелла суровее: жена полицейского (играют Эмма Стоун и Джесси Племонс) пропала во время выхода в море. Сочувствующие коллеги уже подумывают дать копу отпуск, потому что тот сам не свой и проникается эмпатией к преступникам и негодяям. Спустя какое-то время супруга возвращается, но только муж не верит в ее реальное существование. Старая обувь супруги почему-то мала ей на пару размеров, теперь она обожает шоколадный торт, хотя до этого его ненавидела, и иногда ведет себя совершенно странно. В этой истории верховодят триллер и саспенс: зрителям приходится гадать, настоящая жена или подмененная, и ужасаться, на какие крайности той приходится идти ради доказательства своей реальности.

Третья новелла приглашает окунуться в будни странного культа, участники которого вместо обычной воды пьют слезы своих предводителей (Уиллем Дефо и Хонг Чау), тем самым очищая свой организм и душу. Одна фанатичка (Эмма Стоун) с приятелем (Джесси Племонс) пытаются найти некую святую, способную воскрешать мертвых, для своей коммуны. Но их путешествие заканчивается настоящей комедией положений и бессмертным абсурдом. Получается какое-то фэнтези, где зрителя снова шокирует сюрреалистично-саркастическое извращение доброты в людском сознании.

Мир Жака Одиара в «Эмилии Перес» не настолько абсурден, как у его коллеги, но он все же необычен: режиссер совмещает два непохожих жанра — криминальную драму и мюзикл. Фильм начинается с песни на испанском языке о простых бытовых вещах, например, как люди покупают холодильники в свои скромные квартиры в Мехико. Город у Одиара совершенно неприятный, опасный, темный и грязный, со всеми криминальными интригами.

В центре сюжета женщина-адвокат Рита (Зои Салдана из «Стражей Галактики»), которая хочет вырваться из петли карьеры. Внезапно она получает звонок от таинственного мужчины, который предлагает ей разбогатеть. К предложению она относится с огромной долей сомнения, но в скором времени соглашается на встречу. Ее собеседником становится бывший лидер мексиканского картеля Манитас, один из самых опасных людей Мексики. Он намерен кардинально изменить свою жизнь и окончательно скрыться от властей, поэтому ему нужна помощь Риты, никому не известной юристки. Денег Манитас предлагает очень много, поэтому героиня соглашается на авантюру. Ведь нет ничего зазорного в том, чтобы помочь кому-то поменять жизнь?

Жак Одиар заходит на совершенно новую и непривычную для себя территорию: во-первых, у него чисто испаноязычный продакшен, во-вторых, мюзикл. По сравнению с другими мэтрами, как Фрэнсис Форд Коппола или Пол Шредер, французский постановщик старается экспериментировать и открывать для себя другие горизонты. «Эмилия Перес» — воплощение настоящего желания художника рассказать историю с помощью необычных сочетаний и приемов. К тому же на две основные женские роли он пригласил двух голливудских звездных актрис — Зои Солдану и Селену Гомес, которые до этого в исключительно испаноязычных кинопроектах не участвовали. Для них работа с Одиаром тоже стала своеобразным экспериментом и шансом раскрыть потенциал, открыться новой аудитории.

«Эмилия Перес» — очень ритмичное, драйвовое и прямолинейное кино, отчасти заимствующее эстетику кинематографа Педро Альмодовара, но не погружающееся, подобно ему, в символизм. Одиара заботит социальная составляющая сюжета, поскольку в мексиканском обществе все еще большой разрыв между богатыми и бедными. Лучшим способом отразить эти реалии оказывается изображение давящей обстановки криминального мира.

С другой стороны, это музыкальная притча о том, можно ли согрешившему человеку начать жизнь с чистого листа. Если он изменит лицо, имя, тело и документы и полностью откажется от своего прошлого, получит ли он призрачный шанс на искупление или жестокую смерть, предначертанную ему.

Поделиться