От детектива к социальной драме: где оказался Эркюль Пуаро спустя 35 лет

. Дэвид Суше выбирал усы, Кеннет Брана — подтекст с усами
Обновлено 03 июня 2024, 07:35
Кадр из сериала «Пуаро» (1989–2013)
Фото: Carnival Films / LWT

Кадр из сериала «Пуаро» (1989–2013)

В этом году «Пуаро Агаты Кристи» исполнилось 35 лет, 24 из которых — с 1989-го по 2013-й — детективный сериал о культовом сыщике просуществовал на британском телевидении (и не только). За это время его посмотрели в более чем 100 странах около миллиарда зрителей.

Кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» Ксения Балюк выяснила, почему созданный Дэвидом Суше образ Пуаро считается каноничным и как дух детективного проекта продолжает жить в современном кинематографе и литературе.

Британские подданные, в ДНК которых преобладают традиции, право преемственности и всяческий официоз, к культурному достоянию нации (согласно Книге рекордов Гиннесса, Агата Кристи носит титул «самой продаваемой писательницы в мире») относятся трепетно, поэтому особым признанием любого переиначивания оригинального произведения является одобрение наследников автора или действующего монарха. В случае с «Пуаро» сложилось все.

Сначала стоит обозначить, что после смерти Агаты Кристи ее единственная дочь Розалинда Хикс отвергала любую попытку интерпретации биографии матери и ее книг. Выпустив в 1977 году каноничную «Автобиографию» леди Агаты (из нее можно узнать, как та занималась серфингом в шерстяном купальнике и играла с воображаемыми котятами), Розалинда была возмущена публикацией романа Кэтлин Тинан «Агата», в котором вскрывались проблемы брака четы Кристи.

Скандал вызвала экранизация — одноименный фильм Майкла Эптеда с Дастином Хоффманом и Ванессой Редгрейв о загадочном исчезновении «королевы детектива» в декабре 1926-го. Розалинда даже подала в суд на создателей киноленты, обвинив их во вмешательстве в личную жизнь и потребовала запретить показы. Иск однако был отклонен.

Одобрено сверху

В конце 1980-х, спустя десять лет после инцидента, Розалинда вдруг сама стала инициатором сериала, правда, не о матери, а о главном герое ее 33 романов, 54 рассказов и пьесы — Эркюле Пуаро, ушедшем из жизни практически одновременно со своей создательницей. 6 августа 1975 года он — единственный вымышленный персонаж в истории — даже получил в The New York Times некролог: «Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». К слову, некролога Агаты Кристи в архиве NYTimes за январь 1976-го нет.

Хикс пришла с идеей проекта к Брайану Истмэну и сразу же выбрала актера на роль бельгийского сыщика. Им стал Дэвид Суше, который проштудировал все детективы Кристи о Пуаро и создал список из 93 ключевых характеристик персонажа, чтобы максимально соответствовать оригинальному образу (кто посмеет спорить, что информация о том, сколько ложек сахара нужно класть в чай, а сколько — в кофе, не важна?). Розалинда была так очарована Суше, что в 1993-м назначила его вице-президентом «Общества поклонников Агаты Кристи».

Ныне покойная Елизавета II тоже питала особую слабость и к книжному Пуаро, и к его экранному воплощению. Известно, что королева годами была увлечена сериалом, а в 2002-м отметила заслуги Суше на высшем уровне, наградив его почетным орденом офицера Британской империи за «особый вклад в развитие искусства драмы».

«Сам Пуаро был бы очень этому рад, он был ярым сторонником монархии и очень уважал королевский дом», — отметил актер. Дальше — больше: в 2011-м Дэвид Суше удостоился звания командора ордена Британской империи, в 2013-м выпустил книгу Poirot and Me, а в 2022-м его посвятили в рыцари. Сегодня официальные версии аудиокниг Агаты Кристи читает именно он.

Кстати, до «Пуаро Агаты Кристи» и в перерывах между съемками сериала Суше перевоплощался в не менее культовых персонажей, причем зачастую выбирал реальных людей: Лаврентий Берия в «Красном монархе», Зигмунд Фрейд в одноименном байопике, Наполеон Бонапарт в «Саботаже», кардинал Томас Уолси в «Генрихе VIII»… Если же выбирать самый популярный и кассовый фильм, то, пожалуй, это триллер Эндрю Дэвиса «Идеальное убийство» с Майклом Дугласом и Гвинет Пэлтроу, где Дэвид Суше предстает в своем главном амплуа — в качестве детектива, расследующего убийство. Логично!

Усы: подкрученные VS двойные

В разные годы Эркюля Пуаро во всевозможных экранизациях играли Джон Малкович, Питер Устинов, Константин Райкин, но эталонным и «визуально самым убедительным», как сказал Мэтью Причард, внук Кристи, по сей день считается эксцентричный образ, созданный Дэвидом Суше.

Актер самостоятельно разработал микс бельгийского и французского акцентов (чисто бельгийский никто не понимал), походку (по просьбе Суше дизайнеры максимально ушили все брюки в бедрах, чтобы тот мог ходить мелкими шагами, как было описано у Кристи, а также предоставили узкие лакированные ботинки не по размеру), костюмы (обязательно вместо галстука использовать бабочку), даже усы он выбирал сам, пока из 40 вариантов не остановился на тех самых с симметричными завитками.

Сегодня эпатажный образ сыщика активно использует Кеннет Брана в своей детективной франшизе — «Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле» и «Призраки в Венеции» (адаптации книги «Вечеринки на Хэллоуине»), — где он выступает сразу и режиссером, и исполнителем главной роли. В версии Браны Пуаро выглядит иначе: носит невозможные в реальности двойные усы, а внутри прячет травмы прошлого.

Форма фильмов тоже разительно отличается от «Пуаро Агаты Кристи». Театральность («Убийство в Восточном экспрессе»), выкрученный контраст («Смерть на Ниле»), жуткие скримеры («Призраки в Венеции») едва ли делают новую серию похожей на классический детектив, но в том-то и дело, что чистые представители жанра — редкость. Жанры смешиваются не только на уровне формы, но и на уровне содержания. Так, первая часть серии Браны 2017 года затрагивает тему ментального здоровья; вторая, выпущенная в 2022-м, — социальное неравенство и расизм; а третья, представленная в 2023-м, фокусируется на рассуждениях о высшей справедливости.

Детектив умер! Да здравствует детектив!

Микс детективной составляющей с социальной и психологической драмой заметен в новых детективах повсеместно. Например, в антологии Майка Уайта «Белый лотос» через детектив критикуется «этическое превосходство». На обитателей идиллических курортов — капиталистов старой и новой волны — можно запросто навесить ярлыки, но куда интереснее обнаруживать в предложенных архетипах себя, особенно, если учесть, что каждый является в определенной мере манипулятором и эгоистом.

Похожих правил, кстати, пытались придерживаться Брит Марлинг и Зал Батманглидж, которые после четырехлетнего перерыва выпустили сериал «Убийство на краю света» о расследовании загадочной смерти в исландском бункере IT-гения и миллиардера. Увы, в отличие от предыдущего проекта авторов, сериала «ОА», нелепый камерный детектив разгадывается с первых минут. Более того, кажется, что искусственный интеллект занимал центральное место не только в сюжете, но и в его написании.

Та же проблема у новой работы Райана Джонсона, хотя одно время его называли «Агатой Кристи современного кино». Выпустив в 2019-м образцовый комедийный детектив «Достать ножи» с Дэниэлом Крэйгом, где новаторски обыгрывались знакомые жанровые тропы (номинация на «Оскар» за сценарий), режиссер резко понизил планку в 2022-м, когда представил продолжение — «Достать ножи: Стеклянная луковица».

Сиквел выполнен по тем же лекалам, что и оригинал: утрированные персонажи, звездный каст, пышная картинка, даже интрига раскрывается так же быстро. Но если в первой части после ожидаемого твиста узлы сюжета стягивались так, что зритель оказывался на два шага позади, то продолжение обескураживает своей недальновидностью.

Напыщенное морализаторством высмеивание представителей привилегированного класса — непременно гнилых — оборачивается против самого Джонсона. Вышла не комедия, не социальная критика, не политический комментарий, не детектив и даже не постдетектив, а пустышка.

Проза с оглядкой на канон

Литературный детектив тоже изрядно трансформировался. Сегодня, пожалуй, можно встретить лишь двух представителей жанра в его классическом понимании — это Джоан Роулинг с серией «Корморан Страйк», которую она пишет под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, и Энтони Горовиц с его книгами о Шерлоке Холмсе (роман «Дом шелка» получил официальное одобрение Фонда наследия Конан Дойла). Последний также работал над сценариями сериалов «Чисто английские убийства» и «Пуаро Агаты Кристи».

Оба следуют заветам главных представителей жанра — Агаты Кристи, Чарльза Диккенса, Артура Конана Дойла — со сложносочиненными объемными персонажами и достоверными мотивациями, при этом не боятся уходить от канона в сторону психологической прозы. Их детективы свежи, но укоренены в традиции. Идентичный метод использовала Патриция Хайсмит, рассказывая о Томе Рипле. Неслучайно к аферисту-социопату десятилетиями не угасает интерес, а последняя адаптация истории — сериал «Рипли» — существует где-то между детективом, нуаром и психологической драмой.

Чаще всего, конечно, авторы детективов уходят в сопредельные области. Тана Френч («В лесной чаще», «Сходство») и Джейн Харпер («Засуха», «Силы природы») выбрали полицейский роман, Лиана Мориарти («Большая маленькая ложь», «Девять совсем незнакомых людей», «Яблоки никогда не падают») — романтический детектив, Гиллиан Флинн («Исчезнувшая», «Острые предметы», «Темные тайны») и Пола Хокинс («Девушка в поезде») — детективный триллер. Книги каждой, кстати, экранизированы — именно они отмечены выше.

В общем, как и наша жизнь, детектив постоянно меняется — это нормально. Лучшим решением, пожалуй, будет последовать совету Пуаро, который говорил, что «прошлое следует забыть — ведь мы живем настоящим». Однако совершенно точно в той или иной интерпретации фразу «Эркюль Пуаро снова в деле!» мы услышим еще не раз.

Поделиться
Авторы
Теги