«Пухверс» к нам приходит: как Винни-Пух и Пятачок оказались в слэшере

. И что нам принесет «Вселенная извращенного детства»

Винни-Пух и Пятачок стали героями фильмов ужасов: почему это случилось

Обновлено 19 июня 2024, 13:58
Кадр из фильма «Винни-Пух: Кровь и мед 2»
Фото: ITN Distribution

Кадр из фильма «Винни-Пух: Кровь и мед 2»

В российский прокат вышли уже две части ужастика «Винни-Пух: Кровь и мед» британского режиссера Риса Фрейка-Уотерфилда. Знакомые с детства герои сказок здесь охотятся на жителей городка Эшдаун, мечтая отомстить Кристоферу Робину, когда-то бросившему их в лесу.

Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, что случилось с произведениями Алана Милна и как слэшеры киновселенной «Пухверс» зарабатывают миллионы.

Этих фильмов не должно существовать. Вероятно, такая мысль придет в голову тем, кто вырос на книжках Алана Милна и мультфильмах Федора Хитрука, созданных на «Союзмультфильме». Если вы по какой-то случайности включили «Кровь и мед» и не узнали ни Винни-Пуха, ни Пятачка (в российском дубляже герой превратился в Пятака), сильно не переживайте — все так и было задумано.

Оба слэшера — от одного режиссера, Риса Фрейка-Уотерфилда. Картины стали реальностью благодаря юридической коллизии: с 1 января 2022 года компания Disney, владевшая эксклюзивными правами на произведения Милна, потеряла их. С этого момента образы Винни-Пуха, Пятачка, Кролика, Тигры, Совы и других героев из книг детского писателя — общественное достояние. На них больше не распространяются авторские права, поэтому использовать образы может любой желающий, а согласовывать что-либо с наследниками прав или членами семьи не нужно.

Этим и воспользовался Фрейк-Уотерфилд, сняв хоррор «Кровь и мед» в Великобритании за десять дней.

Новые образы Винни-Пуха и Пятачка претерпели серьезные изменения. В слэшере это не говорящие игрушки, как в книге и мультфильме, а несчастные, уродливые гибриды (наполовину животные, наполовину люди). В детстве они познакомились с Кристофером Робином и стали дружны: мальчишка таскал им еду с кухни и проводил много времени с ними. Повзрослев, Кристофер стал все реже приходить в Стоакровый лес, а позже и вовсе оставил Пуха, Пятачка и остальных, поступил в медколледж и уехал из Эшдауна.

Одичавшие гибриды постепенно сходили с ума. В прологе «Крови и меда» описывается, что из-за суровых зим им пришлось несладко. В лесу было трудно найти пропитание — пришлось съесть… ослика Иа. Осознав содеянное, Винни-Пух, Пятачок, Тигра и Сова заключили пакт — во что бы то ни стало отомстить Кристоферу Робину, который предал их. Вместе с тем гибриды возненавидели род людской и зареклись разговаривать на человеческом языке.

Фильм предназначался для показа на цифровых платформах, но оказался в кинотеатрах — и даже в скандалах: сначала его запретили в Гонконге, где образ Винни-Пуха в опале из-за мемов с Си Цзиньпином, а потом на него набросились в газетах, когда учитель из Флориды показал хоррор четвероклассникам. Изначально история Фрейка-Уотерфилда была лишь одной из микробюджетных короткометражек его и продюсера Скотта Джеффри компании Jagged Edge Productions. Единомышленники снимали их за $20–30 тыс., отчаянно фантазируя с реквизитом из супермаркетов. Но, как это бывает в хоррор-киносреде, неожиданный кассовый успех вывел их на новую ступень в индустрии.

К слову, и переход произведений в общественное достояние — явление не новое. В конце каждого года формируются списки интеллектуальной собственности (не только книги, но и фильмы, песни, аудиовизуальные образы), которые переходят в этот статус. Сроки перехода отличаются в разных странах. В большинстве стран Европы (а также в России) произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти автора, если оно было опубликовано при его жизни. В большинстве стран Азии и Африки, а также в Белоруссии, Боливии, Канаде, Египте, Новой Зеландии и Уругвае срок перехода — 50 лет. В Бангладеш, Индии и Венесуэле — 60 лет, а в Испании, Колумбии и Экваториальной Гвинее — 80 лет. В США общественным достоянием произведение становится спустя 95 лет.

Винни-Пух, Пятачок и компания — не единственные герои, с которыми теперь можно делать что угодно. Среди других персонажей, недавно освободившихся от оков авторского права, — Микки-Маус (его версия из мультфильма «Пароходик Вилли» 1928 года), Ван Хельсинг, Шерлок Холмс и Франкенштейн. Одним из главных условий использования произведений общественного достояния является максимальное расхождение с оригиналом. Свежие экранизации не должны его копировать: повторять внешний вид героев, сюжет и даже крылатые выражения.

Собственно, отсюда и кардинальная разница в образах между слэшерами Риса Фрейка-Уотерфилда и анимационными героями Disney. Кстати, на момент выхода первой части «Крови и меда» Тигра в слэшере еще не упоминается. Книга Милна, где вводится персонаж, на момент съемок еще не стала общественным достоянием. Зато в сиквеле у Тигры предостаточно экранного времени. Жутковатый тигр-человек убивает жителей Эшдауна самыми разными методами — в ход идут и когти, и зубы, и хвост.

Всерьез рассуждать о художественной ценности слэшеров подобного рода затруднительно. За пределами юридического контекста, сопровождающего «Кровь и мед» с момента анонса, фильмы ужасов Фрейка-Уотерфилда — не более чем типовое «одноразовое кино». Если вы, конечно, не ярый фанат хорроров, штудирующий тематические сайты и паблики 24/7. Для широкой аудитории это так плохо, что... плохо, а не хорошо, как, например, ужасная «Комната» Томми Вайсо, заработавшая культовый статус и преданную фанбазу.

Отвратительное качество, о чем напоминают и пять призов «Золотая малина» первой части (худший фильм, худший режиссер, худший сценарий, худший сиквел, ремейк или плагиат, худшая экранная пара), не отразилось на кассовых сборах «Крови и меда». Первый фильм при бюджете $50 тыс. заработал во всем мире $5,2 млн, окупившись в 100 раз. Сиквел обзавелся бюджетом в десять раз внушительнее и заработал по всему миру больше $7,5 млн. Создателей не остановить: после релиза второй части в кинотеатрах они объявили о работе над триквелом.

Фрейк-Уотерфилд, вспоминая подготовку к первому и второму слэшерам по книжкам Милна, отмечал, что сиквел во всех отношениях выиграл: «Мы начинали все это, не ожидая, что наше кино выйдет в массы. На этот раз (при подготовке второй части. — РБК Life) мы уже знали ставки, поэтому посвятили работе больше времени. Это огромный скачок вперед. Например, облик наших существ — довольно важная вещь. При первых съемках мы онлайн покупали маски животных, перчатки для уборки и фланелевую рубашку в клетку. Один монстр обошелся нам в $770. На этот раз мы привлекли специалистов по пластическому гриму из компании, которая работала над образом Волан-де-Морта в «Гарри Поттере» и над «Звездными войнами». Они отвечали за переосмысление дизайна персонажей. Поэтому Винни-Пух выглядит немного страшнее».

Вдохновившись концепцией эксплуатации общественного достояния, Фрейк-Уотерфилд анонсировал и киновселенную, в рамках которой детские сказки получат хоррор-переосмысления.

«Винни-Пух: Кровь и мед», как оказалось, был только пробой пера. В планах у режиссера целый цикл — «Вселенная извращенного детства». Ее персонажи из сказочных существ трансформируются в кровожадных чудовищ. Вот что готовит компания Фрейка-Уотерфилда Jagged Edge Productions в ближайшие годы:

  • «Бэмби: Расплата» (Bambi: The Reckoning). Женщина Ксана и ее сын Бенджи сражаются за выживание после автокатастрофы. Бэмби превращается в оленя-мутанта, который выступит в качестве машины для убийства.
  • «Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» (Peter Pan's Neverland Nightmare). Венди разыскивает своего брата Майкла, которого похитили Питер Пэн и фея Динь-Динь. Фея в этой версии наркоманка.
  • «Пиноккио: Развязный» (Pinocchio: Unstrung). В фильме будет минимум компьютерной графики, основной акцент на практических эффектах. Пиноккио будет куклой-аниматроником, фильм продавали на Каннском кинорынке 2024 года.
  • «Пухверс: Монстры, объединяйтесь» (Poohniverse: Monsters Assemble). У Marvel были «Мстители», у британских слэшеров — «Пухверс». Кровожадные чудовища объединятся, чтобы уничтожить тех, кто выжил в предыдущих частях киновселенной. В кроссовере появятся Винни-Пух, Пятачок, Тигра, Сова, Бэмби, Динь-Динь, Пиноккио, Питер Пэн, Безумный Шляпник и Спящая красавица.
  • «Пробуждение Спящей красавицы» (Awakening Sleeping Beauty). Деталей проекта пока нет, но Шарль Перро и братья Гримм заранее напряглись.
  • «Белоснежка возвращается» (Snow White Returns). Постер хоррора показали на Каннском кинорынке, подробности не раскрывались.

Если планы создателей не изменятся, выходить все вышеперечисленное будет на протяжении 2020-х.

В начале нулевых подобные ужастики категории «Б» ценители direct-to-video могли раздобыть в салонах видеопроката. Теперь низкобюджетные слэшеры Jagged Edge Productions планируют зарабатывать на собственной хоррор-экосистеме через кинотеатральный прокат. Войдет ли одна из самых нелепых киновселенных в историю кино, покажет время. И кассовые сборы, с которыми у Фрейка-Уотерфилда пока все относительно неплохо. На зрительские рейтинги создатели и вовсе не смотрят — они никогда не жаловали жанр высокими баллами.

Поделиться
Авторы
Теги