«Дэдпул и Росомаха» собрал $1 млрд: почему это не делает фильм хорошим

. Франшизу о неубиваемом наемнике превратили в капустник

Кинокритик Смолина: касса в $1 млрд не делает фильм «Дэдпул и Росомаха» хорошим

Обновлено 12 августа 2024, 10:59
Кадр из фильма «Дэдпул и Росомаха»
Фото: Marvel Studios

Кадр из фильма «Дэдпул и Росомаха»

Кинокомикс «Дэдпул и Росомаха» собрал $1 млрд в международном прокате. Это пока первый и единственный фильм Marvel Studios в 2024 году, вышедший после ряда кассовых и критических провалов, таких как «Капитан Марвел 2» и «Человек-муравей и Оса: Квантомания». Продюсеры сделали ставку на главных зрительских любимчиков и во многом не прогадали: дуэт Рейнольдс — Джекман может кассово победить самые прибыльные проекты сезона — сиквелы «Головоломки» и «Дюны».

Кассовую победу триквела «Дэдпула» сложно назвать честной — кинокомикс не оправдывает и половины возложенных на него ожиданий, существенно уступая своим предшественникам.

Кинокритик и автор телеграм-канала «Колыбельная для кошки» Оля Смолина объясняет, почему режиссер Шон Леви зарабатывает деньги, уничтожая репутацию Уэйда Уилсона.

В 2018 году Дэдпул, он же Уэйд Уилсон (Райан Рейнольдс), перемещается в «Священную линию времени» — основное место действия киновселенной Marvel — и просится в команду «Мстителей», но получает отказ. Разочаровавшись в себе, Уилсон решает оставить супергеройство и заняться продажей машин.

Возлюбленная Ванесса (Морена Баккарин) его бросает, денег, как это часто бывает, ни на что не хватает, да и кризис среднего возраста притаился где-то за углом. Однажды в скучную обыденность Уилсона врывается мистер Парадокс (Мэттью Макфэдиен), агент тайной организации Управление временными изменениями (УВИ). Новости у Парадокса не самые воодушевляющие: оказывается, все эти годы временную линию Дэдпула поддерживал Росомаха (Хью Джекман), однако после его смерти эта реальность находится на грани разрушения.

Парадокс предлагает Уилсону переместиться в безопасное место при условии, что его друзья и близкие погибнут. Дэдпул, конечно, отказывается от щедрого предложения и пытается избежать апокалипсиса с помощью новой, более каноничной версии Джеймса Логана из параллельной вселенной. Увы, у Парадокса оказываются совсем иные планы: он отправляет Дэдпула и Росомаху в Пустоту — свалку забытых и никому не нужных супергероев, где их ждет суперзлодейка Кассандра Нова (Эмма Коррин).

Первая часть «Дэдпула», вышедшая в 2016 году, была примером невероятного творческого энтузиазма, «проекта мечты», за реализацию которого боролись долгие годы. То, что фильм вообще увидел свет, — во многом заслуга исполнителя главной роли Райана Рейнольдса, который отчаянно стремился реабилитироваться после откровенно неудачного дебюта Дэдпула в «Люди Икс. Начало. Росомаха» 2009 года.

Переговоры с продюсерами Fox, которые обладали правами на персонажа, были, мягко говоря, непростыми: в те далекие годы кинокомиксы рассматривались как исключительно детское кино, а значит, каноничной версии Уэйда Уилсона просто не суждено было случиться. В комиксах проклятый юмором и бессмертием Дэдпул отпускал шутки ниже пояса, рубил головы и в целом делал все то, что классическим марвеловским протагонистам в духе Циклопа или Капитана Америки не позволяли статус и воспитание.

Снимать кино о таком персонаже — значит идти на большие финансовые риски, которые в случае Fox чаще всего не оправдывались (вспомнить только «Люди Икс: Первый класс»). В конце концов Рейнольдсу удалось выбить из продюсеров жалкие по меркам блокбастера $58 млн и создать настоящий зрительский хит (более $782 млн в прокате!), который доказал, что никакой «взрослый» рейтинг не мешает кинокомиксам cтановиться золотой жилой.

В 2019 году Fox и вся ее интеллектуальная собственность, в том числе фильмы о Людях Икс и Дэдпуле, перешли в лапы Disney, которая, как известно, выше рейтинга PG-13 ничего не снимает. Этот факт поднял важный вопрос о дальнейшей судьбе Уэйда Уилсона. Рейнольдс с видом отличника пообещал персонажа отстоять, но с задачей этой не справился. Стремление доказать зрителям, что даже под влиянием «мышиной студии» кинокомикс о неубиваемом наемнике не превратится в единорога, не оправдало себя.

Режиссером «Дэдпула и Росомахи» стал Шон Леви — автор симпатичных комедий-однодневок («Ночь в музее», «Главный герой»), чья нога никогда не ступала на территорию кинокомикса. То, что Леви с марвеловским лором на «вы», очевидно в самом начале фильма: прикрываясь шуточками и постмодернизмом, режиссер успешно подворовывает идеи у коллег, по сути, разыгрывая полнометражную версию первого сезона «Локи».

Как и персонаж Тома Хиддлстона, Дэдпул сначала оказывается в немилости УВИ, а затем попадает в Пустошь, где встречает разные версии себя из параллельных реальностей: есть здесь и Добряк-Пул, и Собака-Пул и даже Леди Пул. Вторичность сценария, которому не сильно помогают панчлайны о половых органах, умело припорошена любительской мясорубкой и супергеройскими камео — Саблезубый, Джонни Шторм, Гамбит, Азазель, Электра, Джаггернаут — лишь малая часть персонажей, мелькающих в кадре.

Вопреки ожиданиям, «Дэдпул и Росомаха» — это не экшен-комедия в сюжетном тропе «друзья — враги», а ностальгический капустник, призванный свести олдскулы и воскресить вьетнамские флешбэки о временах, когда кинокомиксы только делали первые шаги. Переживающее не лучшие времена руководство Marvel Studios решило напомнить зрителям о провальной «Фантастической четверке», «Электре», «Сорвиголове» (увы, Бена Аффлека не будет), снятых до пришествия успешных во всех отношениях «Мстителей». Герои, в какой-то момент справедливо ставшие ненужными, отчаянно стремятся вырваться на первый план, в то время как Дэдпул и Росомаха чаще уходят на второй.

Печально осознавать, что Дэдпулу банально не хватило места в собственном фильме. Marvel воспользовалось триквелом, чтобы пощеголять новой интеллектуальной собственностью перед носом зрителей, подразнить секундными камео, возможностью появления культовых персонажей в одном кадре — но на этом, кажется, все.

Кроссоверы всегда были неотъемлемой частью творческой политики студии, однако в этот раз Marvel переиграла саму себя в хорошем и плохом смысле — собрать на экране персонажей оригинальной франшизы «Люди Икс», вышедшей более 20 лет назад, — фансервис, который мы не ждали, но точно заслужили.

Впрочем, подписаться на пять минут славы в «Дэдпуле и Росомахе» решились слишком уж незначительные персонажи: кому нужен Пиро (Аарон Стэнфорд) без Джин Грей (Фамке Янсен/Софи Тёрнер); Х23 (Дафни Кин) без Чарльза Ксавьера (Патрик Стюарт/Джеймс МакЭвой); Каллисто (Дания Рамирес) без Шельмы (Анна Пэкуин)? Ограничься режиссер парой тяжеловесных актерских камео (а такие в фильме тоже есть), очередной хрестоматийный сюжет о спасении мультивселенной смог бы в конце концов сосредоточиться на Дэдпуле и Росомахе — тем более что на страницах комиксов у этих персонажей были амбивалентные отношения.

Однако безмерный корпоративный юмор наряду с «ленивым» сценарием снизили ценность триквела буквально до нуля. Создается впечатление, что Disney, несмотря на поблажку в виде возрастного рейтинга, в свою семью болтливого наемника все-таки не приняла и фильм к пятой фазе не привязала. И пусть в финале Уэйд Уилсон для проформы становится настоящим героем, в рамках обширной киновселенной Marvel он все еще не больше, чем «пшик» в пространстве.

Поделиться
Авторы
Теги