В прокат вышел «Чужой: Ромул». Что пережил культовый космохоррор: история

. От сценария по мрачным рисункам Гигера до неудачных приквелов

В прокат вышел сиквел оригинального хоррора «Чужой: Ромул»: история франшизы

Обновлено 14 августа 2024, 11:38
Сигурни Уивер в фильме Ридли Скотта «Чужой»
Фото: Twentieth Century-Fox Productions Ltd.

Сигурни Уивер в фильме Ридли Скотта «Чужой»

14 августа в мировой прокат вышел «Чужой: Ромул» — сиквел оригинального космохоррора «Чужой» 1979 года. Спустя 45 лет Ридли Скотт уже не режиссер, а продюсер ленты — свое место он уступил уругвайскому постановщику Феде Альваресу. Вместо Сигурни Уивер с космическим монстром сражается звезда драм «Присцилла: Элвис и я» и «Падение империи» Кейли Спейни. Сюжет разворачивается между событиями «Чужого» (1979) и «Чужих» (1986). Изначально картина должна была выйти онлайн на стриминге Hulu, но показы для фокус-групп прошли так хорошо, что продюсеры пустили ленту в кинотеатральный прокат.

В общих чертах история не предлагает ничего нового: группа космонавтов-колонизаторов на задании обнаруживает новую пугающую форму жизни. Авторы настаивают, что их проект потенциально способен подзарядить уставшую франшизу. В ожидании первых оценок кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина вспоминает, как начиналась эта эпопея об ужасе в кромешной тишине космоса.

«Чужой»: из того, что было

«Чужой» — проект полностью оригинальный, но он никогда бы не случился, если бы не «Звездные войны» Джорджа Лукаса, неснятая «Дюна» Алехандро Ходоровски, «Нечто из иного мира» Кристиана Найби, «Запретная планета» Фреда Маклауда Уилкокса, «Планета вампиров» Марио Бавы, а еще повесть «Свалка» Клиффорда Саймака.

Первый помог «Чужому» тем, что состоялся, заработал много денег и запустил моду на космическую фантастику. Второй фильм помог тем, что не состоялся и позволил сценаристу Дэну О'Бэннону посвятить себя всецело «Чужому» (до этого он полгода «бился» над адаптацией «Дюны», но проект закрыли). А остальные картины и книга Саймака во многом вдохновили авторов. Но обо всем по порядку — тем более что концепция «Чужого» выросла из неудачной студенческой короткометражки о монстре в виде мяча с когтями.

А дело было так: сценарист Дэн О'Бэннон, учась в Университете Южной Калифорнии вместе с однокурсником Джоном Карпентером (будущий создатель фильма «Нечто») и художником Роном Коббом придумали концепцию небольшого дипломного фильма. Поскольку все трое еще только учились запугивать зрителей, первый блин оказался даже не комом, а шаром. Точнее — пляжным мячом с когтями. Странный объект должен был источать опасность и нападать на отдыхающих. К нашей удаче, О'Бэннон понял сразу, что история вырисовывается странная, решил полностью переписать ее и сделать главного злодея по-настоящему страшным. Еще лучше, если он окажется пришельцем.

Сценарист написал 29 страниц и поймал писательский блок — ему было сложно развивать историю, не понимая, как выглядит антагонист, какими опасными свойствами обладает и почему непобедим.



Помогла ему в этом многострадальная «Дюна» Ходоровски. Картина так и не была снята, но за полгода работы над ней О'Бэннон познакомился с художником Хансом Руди Гигером, который впоследствии прославится своими концепт-артами будущего Чужого.

«Его картины оказали на меня глубокое влияние. Я никогда не видел ничего столь же ужасного и в то же время прекрасного, как его работы. Так я пришел к тому, что написал сценарий о чудовище Гигера», — позже вспоминал О'Бэннон.

Когда космического монстра визуализировали, родился и весь сюжет: Чужой окажется на борту космического корабля в теле человека, которое использует, чтобы откладывать эмбрионы. А еще у него будет кровь-кислота, способная разъедать корабль, и потому убить его обычным способом не получится.

«Чужой» — это сумма идей. Смертоносный пришелец родом из фильма «Нечто из иного мира» Кристиана Ниби. Космический корабль, получающий сигнал о бедствии с некой опасной планеты — из «Запретной планеты» Фреда Маклауда Уилкокс. «Планета вампиров» Марио Бавы стала импульсом для того, чтобы вписать в сюжет поиск астронавтами гигантского скелета неизвестного им монстра. Повесть «Свалка» Клиффорда Саймака рассказывала о группе космонавтов, высадившихся на неизвестной планете и обнаруживших там скопление яиц с детенышами инопланетян. Концепция репродуктивной системы Чужого появилась из рассказа «Странные отношения» писателя Филипа Хосе Фармера.

«Хорошие художники копируют, плохие — воруют», — любил повторять Пабло Пикассо. Его наставлению последовал и Дэн О'Бэннон, собравший «Чужого» по косточкам из множества других произведений. «Я не крал «Чужого» ни у кого. Я украл его у всех!» — позже в шутку признавался сценарист на страницах книги The Book of Alien.

Сценарий фильма оказался на столе кинобоссов студии 20th Century Fox, которым не терпелось повторить успех вышедших в 1977 году «Звездных войн», а единственным «космическим» сценарием, готовым к той минуте, был «Чужой». Так проект получил зеленый свет и почти $4,5 млн бюджета.

Кто это будет снимать, или как «Чужой» едва не свел с ума Дэвида Финчера

Изначально сам О'Бэннон и собирался приступить к съемкам, но у кинокомпании были свои планы. Предложение кочевало от одного режиссера к другому. В числе потенциальных кандидатов значились Питер Йетс, Джек Клейтон, Роберт Олдрич и Уолтер Хилл. Кандидатуры «слетали» по разным причинам: кто-то боялся не справиться с масштабом замысла и новаторскими для того времени спецэффектами, а кто-то просто считал фильм «несерьезной страшилкой».

Самым бесстрашным и серьезным из всех кандидатов оказался британец Ридли Скотт, который незадолго до запуска проекта дебютировал в Каннах с картиной «Дуэлянты». История про возникшее по нелепой случайности многолетнее противостоянии двух офицеров французской кавалерии заинтересовало продюсеров, и они рассмотрели в Скотте искомый потенциал. Режиссер согласился, но при условии, что бюджет будет удвоен. Продюсеры рискнули, а Скотт засел за раскадровки будущего фильма. Находившись под впечатлением от «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, он все же решил не снимать фантастику, а определил жанр будущего фильма как хоррор.

Радикально Ридли Скотт подошел и к выбору актеров. В сценарии О'Бэннона и его соавтора Рональда Шусетта все герои были мужчинами, хотя авторы оставляли место для трактовок. Британский постановщик, знаменитый своим интересом к образам сильных женских персонажей, сделал центральной героиней Эллен Рипли, уорент-офицера корабля «Ностромо». Претендовали на роль Сигурни Уивер и Мерил Стрип. Но последняя находилась в трауре после внезапной смерти ее жениха, актера «Крестного отца» и «Собачьего полдня» Джона Казале. Так роль ушла Уивер — на тот момент исключительно театральной актрисы, для которой «Чужой» стал кинодебютом, обернувшимся номинацией на премию «Сатурн» и BAFTA как самому многообещающему новичку. Также в рядах женских героинь первого «Чужого» появилась Вероника Картрайт, сыгравшая штурмана Ламберт.

А Мерил Стрип во франшизе «Чужой» все же появилась — правда, не зная об этом. В третьем фильме серии есть кадр Рипли с лицехватом, прикрепленным к ее лицу. Команда по созданию спецэффектов только спустя годы призналась, что протез лица, использованного в эпизоде, на самом деле принадлежал Стрип. В то время актриса работала над фильмом «Смерть ей к лицу», для которого и была сделана ее искусственная голова. Вот ее команда «Чужого» и позаимствовала для съемок.

Поскольку Рипли и прочие пассажиры корабля были прописаны не очень подробно, Скотт лично придумал и расписал предысторию для каждого героя, желая помочь артистам лучше понять своих персонажей. Еще одной интересной находкой Скотта стал их возраст — они были значительно старше героев, привычных для жанра. Тому Скерритту, сыгравшему капитана, было 46, Джону Херту — 39, Иэну Холму было 48, Гарри Дин Стэнтону — 53, Яфету Котто — 42 и только Веронике Картрайт было 30, а Сигурни Уивер 29 лет. Это помогло сделать персонажей более убедительными, на что обратил внимание знаменитый кинокритик Роджер Эберт.

В костюме Чужого снимался студент из Нигерии Боладжи Бадеджо, которого случайно «нашли» в одном из лондонских пабов. Юноша впечатлил кастинг-директора своей комплекцией — он был высокого роста (по разным данным от 208 до 218 см) и худощав. Его телосложение помогало создать в костюме Чужого особую хореографию движений — плавных и неспешных, как у крадущегося хищника. Во время подготовки к съемкам Бадеджо брал уроки боевого искусства тайчи и копировал повадки богомола.

Что происходило с франшизой дальше

После успеха первого фильма, умудрившегося при бюджете $11 млн заработать больше $180 млн, продюсеры задумались о создании большой франшизы. Тем более что зрительская реакция только подстегивала их. Может быть в космосе, как гласит слоган фильма, никто и не услышит твой крик, а вот в кинотеатрах довольные зрители накричались вдоволь. Редактор одного из изданий Терри Роулингс описывал премьеру «Чужого» так: «Это была самая невероятная премьера, на которой я когда-либо был. Я имею в виду, что люди кричали и выбегали из кинотеатра».

Но вопреки успеху съемки продолжения все время переносились. Во многом из-за затянувшегося судебного иска против студии 20th Century Fox, обвиненной в сокрытии доходов фильма. Только к 1983 году дело было закрыто, и работа над сиквелом началась. Как это ни странно, но второй раз в режиссерское кресло Ридли Скотта никто не позвал. Позже режиссер признавался, что возможной причиной этого стало то, как продюсерам было непросто работать с ним над первым фильмом.

Чтобы задать истории новое направление и усилить ее, пригласили Джеймса Кэмерона, сперва на правах сценариста. Но в 1984 году вышел «Терминатор», и из никому не известного дебютанта канадец за считаные недели превратился в успешного автора и режиссера. Продюсеры доверили ему съемки «Чужих», к которым он приступил осенью 1985-го с командой Скотта. Фильм сняли за $17 млн, он окупился в 10 раз, заработав в мировом прокате $183 млн.

Третий фильм серии дожидался своего часа шесть лет, снимать его поручили тогда еще дебютанту Дэвиду Финчеру, пришедшему в большое кино из рекламы и клипмейкерства. Попав из первого дивизиона в премьер-лигу, Финчер горел проектом и принес много авторских идей. Но студия хотела не изобретать велосипед заново, а повторить успех за счет имеющихся наработок, и сверхактивность не оценила.

Одна из идей Финчера, которую ему удалось отстоять, — сделать фильм не просто мрачнее, а снять ряд сцен будто бы с перспективы самого Чужого, создавая у зрителя иммерсивный опыт просмотра. Камера динамично двигалась потайными туннелями и скрытыми коридорами, отрицая былую неспешность движений хищника — теперь вышедший на охоту зверь был голоден и несся за своей добычей, не жалея сил.

В остальном же Финчеру и продюсерам договориться не удалось. Итоговая версия фильма получилась настолько далекой от видения режиссера, что тот в пылу зарекся продолжать карьеру в кино, временно вернувшись в рекламу и съемки клипов. И это при том, что третий «Чужой» показал лучший старт в прокате (всего картина заработала $158 млн при бюджете в $55 млн), был номинирован на «Оскар» за спецэффекты, а также получил семь номинаций на премию «Сатурн», в том числе и за лучшую режиссуру.

«Никто не ненавидел этот фильм сильнее меня тогда. Никто не ненавидит этот фильм сильнее меня до сих пор», — признается Финчер по сей день.

Режиссер четвертой части француз Жан-Пьер Жёне оказался сговорчивей своих заокеанских коллег. В проект он попал благодаря сюрреалистическому образу фильма «Город потерянных детей», вышедшего в 1995 году. Польщенный Жёне как раз закончил сценарий «Амели» и не был готов браться за большой и дорогой студийный проект. Но продюсеры заверили его, что именно этот, совершенно иной авторский подход, и поможет перезагрузить франшизу. По итогу ставка продюсеров сработала лишь наполовину. Затраченные на создание фильма $60 млн обернулись прибылью в $160 млн — не фантастический результат для проектов подобного масштаба.

Неудовлетворенными оказались создатели ленты и актеры. Сценарист Джосс Уидон признал, что сюжет получился сбивчивым, а местами и откровенно абсурдным. С ним согласилась Сигурни Уивер, оставшаяся разочарованной тем, что авторы не довели до логического конца арку ее героини. В итоге было принято решение оставить истощенную франшизу в покое — казалось, проект себя исчерпал. Не помогли даже ушлые кроссоверы «Чужой против Хищника» и «Чужие против Хищника: Реквием».

В 2012 году Ридли Скотт вернулся к проекту, выпустив приквел «Прометей». Режиссер попытался рассказать предысторию «Чужого», а заодно и пролить свет на возникновение древнейшей цивилизации и человеческой расы как таковой. Попытку можно считать успешной — несмотря на некоторые шероховатости в сюжете, критики и зрители проголосовали одинаково положительно. Первые — своими высокими оценками, вторые — кошельком: картина собрала в мировом прокате почти полмиллиарда долларов при бюджете $125 млн.

Через пять лет, в 2017-м, вышел второй приквел «Чужой: Завет», который показал более сдержанный результат. Обойдясь создателям в $97 млн, фильм сумел заработать «только» $238 млн. Фильм казался не цельной историей, добавляющей что-то важное к оригинальной франшизе, а фан-сервисом, обслуживающим ожидания самых преданных поклонников.

Осенью 2017 года главный исполнительный директор 20th Century Fox Стейси Снайдер заявила, что, хотя «Чужой: Завет» финансово их разочаровал, студия намерена продолжить развивать киновселенную фильма. Со схожим заявлением выступил тогда и Ридли Скотт: «Если вы хотите, чтобы мы продолжали развивать франшизу, я готов снять еще хоть шесть фильмов. Не стану больше бросать этот проект, как когда-то. Ни за что». Обещание свое он точно исполнил.

Поделиться
Авторы
Теги